4 °C
70.53   $ 63.75

Заправляй, но проверяй. Как АЗС обманывают автомобилистов

Росстандарт и Роскачество подвели итоги внеплановых проверок.

Юлия Амелина 2218

Российские автозаправочные станции вновь уличили в обмане. Росстандарт и Роскачество подвели итоги внеплановых проверок на АЗС, и число станций, где обнаружили недолив бензина и его низкое качество, достигло почти 20%.

Недолив на каждой пятой заправке и бензин ненадлежащего качества на каждой 10-й. Такую статистику предоставили сотрудники Росстандарта после анализа весенних проверок в нескольких регионах страны. Всего проверили 200 заправок. Среди них были и крупные сетевые, и независимые АЗС, выбирали их по одному критерию – наибольшей проходимости авто. В общей сложности на них обнаружили 40 нарушений.

– Самые распространённые – превышение количества серы в топливе, несоответствие октановому числу, то есть топливо было ниже классом, чем заявлено. Допустимое количество водорода в составе было превышено, – рассказала представитель пресс-службы Роскачества Яна Ширяева.

На топливном рынке Воронежской области около 500 АЗС. Среди них – заправки от крупных вертикально интегрированных компаний, так называемых ВИНКов, которые сами производят и сами продают топливо на собственных станциях.

В регионе также немало сетевиков – то есть заправок, работающих под одним иностранным или российским брендом, которые также могут принимать под крыло новых предпринимателей, используя франшизу. И самый незащищённый вид АЗС – независимые заправки, которые закупают топливо у нефтяных гигантов и торгуют бензином под своим собственным брендом. По статистике, как раз они возглавляют список нарушителей.

– Мы выявили такую неутешительную статистику. Независимые, то есть частные АЗС нарушают, как правило, чаще. Здесь даже можно взять нарушения, касаемые документации оборота топлива на рынке. 22 автозаправочные станции не смогли предоставить нам паспорт топлива, большинство из этих АЗС оказались как раз частными, – говорит Яна Ширяева.

Однако большая проверка нашего региона не коснулась. За 2019 год в области Росстандарт проверил только 2 независимые АЗС, и то – по обращениям воронежцев. Их, кстати было, тоже очень мало – всего 6 человек пожаловались на недолив и ещё 5 – на некачественное топливо. Одна заправка получила предостережение, а вторая – штраф, причём не маленький – более полумиллиона рублей. В соседних Белгородской, Курской и Тамбовской областях также проверили несколько АЗС, и вот там нарушений не обнаружили.

Кстати, эксперты рынка считают данные проверок Росстандрата некорректными. Дело в том, что нефтеперерабатывающие заводы нередко разбросаны по разным регионам, иногда в тысячах километров от потребителя. В итоге сроки доставки и особенности логистики также могут повлиять на качество и количество продаваемого топлива. И судить о рынке по данным из пары областей – не совсем правильно.

– Однозначно этой цифры недостаточно – нельзя данные с 200 станций экстраполировать на всю страну, у нас страна большая, а рынок нефтепродуктов очень специфичный. У нас есть очень регионы, где эта проблема стоит остро. А есть регионы, крупные, поближе к центру, правительству и т.д, где этой проблемы практически нет, потому что они на виду, – пояснил президент Ассоциации топливного рынка Воронежа Алексей Трепалин.

Росстандарт также сообщил росте числа обращений от российских автовладельцев, которые всё чаще жалуются на нарушение их прав. В сравнении с прошлым годом число претензии в адрес заправок выросло на 36%. С начала 2019-го в Росстандарте получили от населения около 200 жалоб на недолив и около 350 на плохое качество горючего. За девять месяцев 2018 года таких жалоб было на порядок меньше.

При этом в Роскачестве отметили, что недолив – не всегда вина владельцев АЗС, нередко он возникает из-за погрешности в работе оборудования. И с такой же долей вероятности довольно часто случается и перелив – только уже в пользу автомобилиста.

Сейчас в законе оговорён довольно жёсткий норматив – недолитые и перелитые 25-50 мл на 10 л топлива считают нарушением. А погрешность в размере баков авто и вовсе может достигать 3-5 литров. На воронежских АЗС прецеденты, разумеется, были. Так, у некоторых автомобилистов возникали абсурдные ситуации, когда по чекам им заливали 54 л при заявленном объёме бака в 50 л.

– Здесь используются хитроумные программы, которые корректируют налив, и его можно доказать. Вызываем ответственного сотрудника АЗС, они обязаны вынести поверочное мерное оборудование, и сотрудники АЗС обязаны провести пролив. Это нужно делать прямо сейчас на месте, причём это можно сделать до заправки автомобиля. Подъехали вы, у вас возникли какие-то сомнения, вы всегда можете попросить сделать этот пролив, – говорит Алексей Трепалин.

Кстати, власти предлагают разрешить законом проведение внеплановых проверок недолива топлива. Сейчас устраивать их можно только, если есть информация об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан. В других ситуациях прокуратура их не согласует – по закону сильно «давить» на малый и средний бизнес запрещено. Также уже сейчас разрабатывают новый ГОСТ для топливораздаточного оборудования – утвердить его планируют в первой половине 2020 года. Плюс – власти обещают ужесточить санкции для нарушителей.

Первый шаг к оборотным штрафам уже сделан – соответствующий законопроект уже внесли на рассмотрение в Госдуму. Ожидается, что недобросовестные игроки рынка отдадут в казну от 1 до 3% выручки. Пока же штраф за нарушения для юрлиц составляет 100 тыс. рублей. В случае принятия новой нормы – будет минимум полмиллиона. Если нарушитель продолжит недоливать – его ждёт гораздо больший удар по кошельку, в размере от 2 млн рублей.

А вот с некачественным топливом всё гораздо сложнее. Хотя здесь за нарушения подобные санкции уже введены – за прошлый год общая сумма штрафов составила более 50 млн рублей. Однако учитывая колоссальные объёмы выручки на топливном рынке эта цифра – капля в море. И доказать, что топливо, вызвавшее поломку, залили на определённой автозаправке – будет непросто.

Для этого потребуется вернуться, потребовать опечатать колонку – желательно при свидетелях, сразу же заказать и провести экспертизу от Росстандарта или других специализированных организаций – на наличие в топливе примесей и добавок. Разумеется, большинству владельцев авто проще, а иногда и дешевле, сделать ремонт автомобиля.

Однако если найдутся те, кто пойдёт до конца, то все происходящее на АЗС следует фиксировать с помощью фото- и видеосъемки – тогда доказать нарушения будет легче, особенно, если дело дойдет до суда.

А статистика нарушений, видимо, будет только расти – в ближайшее время сотрудники Роскачества проведут ряд проверок, только уже дизельного топлива ещё на 70 АЗС. Правда, у нас в регионе масштабные инспекции пока не планируют. Так что воронежским автомобилистам не стоит терять бдительность.

Ещё по теме

Загрузка...

Читайте также