< >

Удобные автобусы и вежливые водители. Как транспортная реформа изменит воронежские маршрутки

Возить горожан будут по новым правилам.

Юлия Амелина Вести Воронеж 4876

В Воронеже внедряют новую маршрутную сеть. Главная цель проекта – сократить дублирующие маршруты, и перейти на автобусы большой вместимости. В новых контрактах с перевозчиками прописали более жёсткие условия и штрафы. Чем обернётся транспортная реформа и что от неё выиграют  воронежцы – в новом выпуске программы «Факты».

Итак, конечная цель нового проекта сделать общественный транспорт комфортной и доступной альтернативой личному авто. Тем более потребность в нём только возрастает. Сейчас в Воронеже ежедневно 65% горожан используют для передвижения маршрутки.

Что же нового в транспортной сети появится после внедрения схемы? Ну, например, теперь автобусы будут возить людей  по улицам, где до этого общественного транспорта не было вообще. Так маршруты проложили через улицы Ипподромная, Дорожная, Солнечная, Ильюшина, Дубровина, Петровская набережная, площадь Детей и Театральная. Что ещё немаловажно, особую роль в новой схеме отвели электротранспорту.

– Возрождается роль троллейбуса в городе. Появится четыре новых маршрута, будут продлены два старых, и наполнены машинами те, которые работают сегодня. Суммарный выпуск планируется довести до 95 единиц. Электротранспорт – это всегда хорошо. Это снижение вредных выбросов, и это формирование определённого имиджа города, как инвестиционно-привлекательного, – рассказывает сопредседатель воронежского отделения общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков.

Ещё один признак цивилизации – появление автобусов малого и среднего класса, приспособленных для перевозки маломобильных граждан, чего ранее не было. Правда, пока не очень много. Также воронежцам обещают меньше пересадок – по крайней мере, по сравнению с действующей сейчас схемой. В новой сети большее число территорий свяжут прямыми маршрутами. Но, естественно, полностью без пересадок доехать из одного конца города в другой не получится.

С учётом жалоб и предложений горожан большую часть маршрутов – 35 – изменят, 33 – совсем уберут, 27 автобусных и один троллейбусный путь сохранят. Плюс появятся девять новых. При этом самыми обеспеченными транспортом районами по-прежнему останутся Центральный и Ленинский, здесь всегда максимальные пассажиропотоки.

Все изменения маршрутной сети, график автобусов, его наполняемость в разное время суток, все новые и старые остановки можно увидеть на интерактивной карте. Её для удобства воронежцев разработали сотрудники РосдорНИИ и местные общественники. Тут даже можно отследить, насколько отклоняется автобус от интервала движения. Кстати, теперь перевозчиков будут штрафовать, и не только за это.

– До текущего момента перевозчик не нёс строгой ответственности за невыполнение графиков движения, курения в салоне автобуса. Думаю, нововведение однозначно повлияет на качество пассажирских перевозок. Сегодня практически все автобусы городского транспорта оборудованы камерами салонными, все нарушения будут выявляться, – отмечает директор компании-перевозчика Дмитрий Крутских

Через камеры будут отслеживать и причины опоздания и, что немаловажно, грубое поведение водителя. Также в списке нарушений – его неопрятный внешний вид, грязные салоны и неисправность «Глонасс-трекеров» или банковских терминалов. За каждое нарушение – штраф 1000 рублей. Общественники предлагают устраивать рейды, однако будут ли они эффективны – спорный вопрос.

– Дело всё в том, что основа этой системы – это водители. И если на водителей сейчас, которые работают по 12 – 14 часов в сутки, наложить дополнительные штрафы и повинности, многие захотят уйти с рынка, а у нас уже сейчас дефицит водителей – при нынешней потребности 30 – 400 человек на город. С 1 июня, когда придётся обязательно вводить две смены, дефицит вырастет в полтора раза, – говорит Юрий Новиков.

Дефицит обещали сократить сами перевозчики. Сейчас власти отбирают их и подводят итоги торгов. На продажу выставляли 120 маршрутов, их уместили в 28 лотов. Большинство победителей – компании  из Воронежа, один – из Новой Усмани. Контракты заключают на  год, а не на пять лет, как раньше. В этот раз в каждом лоте – минимальное количество маршрутов.

– Раньше у нас около 10 маршрутов в одном контракте обслуживалось. И в случае, если перевозчик недобросовестно выполнял свою работу, в случае расторжения договора, необходимо было бы в экстренном порядке искать машины, перевозчиков, чтобы можно было бы перекрыть потребность в транспортном обслуживании. Сейчас мы пошли на уменьшение лотов, минимально – два, максимально – порядка шести, – поясняет заместителем руководителя управления транспорта Воронежа Максим Захаров.

В городе появится специальная компания, отвечающая за новую систему, для этого местный центр организации дорожного движения получит статус Единого оператора пассажирских перевозок. Планируется, он будет управлять транспортом, умными остановками, а также отслеживать финансовые потоки перевозчиков. В итоге работа системы пассажирских перевозок должна стать прозрачней, а сам транспорт комфортнее для горожан. Также функции контроля частично разделили между управлением дорожного хозяйства и транспорта.

– Всё, что было несвойственно транспортникам, ушло к дорожникам – это установка знаков, установка схем. У управления транспорта и подведомственной новой организации будет функционал чисто касаемо пассажирского транспорта. Соблюдения графика, линейный контроль, диспетчеризация, Глонасс, – рассказывает первый заместитель главы администрации Воронежа Сергей Петрин.

Также власти разработали график обновления автобусов, он трёхгодичный, и предполагает закупку почти 1000 автобусов. Причём тратиться будут как сами перевозчики, так и мэрия. В прошлом году на улицах города уже появилось 129 новых маршруток, в этом году планируют 190, а до 2022 года – ещё более 600.

При этом Единый оператор уже весной планирует внедрить автоматизированную систему оплаты проезда. Сейчас власти ведут переговоры с банком, который заключил договоры с большинством перевозчиков. Планируют, что в городе будет действовать пересадочный тариф по единому билету. То есть пассажир сможет пересесть из одного автобуса в другой, оплатив проезд один раз.

– Любой банковской картой можно будет пользоваться как транспортной. Есть различные варианты – и месячные абонементы, и недельные, и пересадочный тариф, и какие-то социальные карты. Всё это на завершающей стадии, весной этого года доведём до логического завершения, – говорит Сергей Петрин.

Плюс в новой маршрутной сети на большинстве маршрутов увеличится класс транспортных средств. «ПАЗы» останутся, но они будут другими. А именно современными автобусами с удобными салонами и с широкими дверьми. Кроме того, до 2023 года в городе вновь планируют сделать выделенные полосы для общественного транспорта, так что пробок, возможно, станет меньше. В планах – внедрять новую маршрутную сеть уже с лета. А ликвидировать старые маршруты и добавить новые должны до весны 2021 года.

Ещё по теме

Читайте также