Горючая проблема. Как повышение цен на бензин отразится на воронежцах
Многие бизнесмены столкнулись с серьёзными трудностями из-за ситуации на рынке.
Фото: Вести Воронеж
Оптовые цены на бензин бьют рекорды, стоимость топлива добралась до отметки в 57 тыс. рублей за тонну. При этом горючего на всех не хватает – с начала пандемии нефтеперабатывающие заводы снизили поставки, чем спровоцировали дефицит. На фоне этого ценники на розничных АЗС также начали расти – в Воронежской области это коснулось не только бензина, но и газа. Почему случился топливный кризис, во сколько он обойдётся воронежским водителям и как его избежать – об этом в новом выпуске программе «Факты».
В апреле спрос на моторное топливо резко упал из-за пандемии коронавируса. Режим самоизоляции ограничил движение, дороги опустели. По данным полицейских, даже число ДТП ощутимо сократилось. Как подсчитали в Министерстве энергетики, за пару месяцев продажи бензина упали на 40 – 50%, а дизеля – на 30%.
Чтобы избежать перенасыщения рынка, власти снизили объёмы для нефтяных компаний объёмы обязательных продаж на бирже: для бензина – с 10% до 5%, дизельного топлива – с 6% до 3%. Как следствие сократились и поставки на внутренний рынок. В мае резко вырос спрос, начался дефицит топлива и рост оптовых цен. Особенно несладко пришлось небольшим сетям АЗС.
– Владельцы маленьких АЗС, у которых недостаточно ресурсов, приобретают бензовозами на нефтебазах, это так называемый мелкий опт. В сложившейся ситуации, при резком росте мелкооптовых цен и при искусственном сдерживании розничных, получилось так, что цена за литр на мелком опте практически равна розничной цене. И приобрести его не могут – оно в дефиците, – рассказывает представитель розничной сети АЗС Николай Сочиенко.
Обострило ситуацию то, что начиная с июня и до октября власти запретили ввоз отдельных видов топлива из других стран, в том числе бензина и дизеля – чтобы поддержать внутренний рынок сбыта. Ведь более дешевый импортный продукт будет востребован. Да, это привело бы к убыткам российских нефтеперерабатывающих заводов, но по оценке экспертов могло бы немного стабилизировать рынок в целом.
– На Западе налоговый механизм такой, что при снижении цены на топливо снижается и цена конечного продукта. И на данный момент она упала значительно. Мы помним, как доходило до 20 долларов за баррель. Соответственно, на внешнем рынке образовались некоторые избытки, и это топливо было по очень привлекательной цене. Но, к сожалению, мы его не увидим, – говорит президент Ассоциации топливного рынка Воронежа Алексей Трепалин.
Дефицит усугубило ещё и то, что начиная с мая спрос на топливо начал восстанавливаться, причём довольно быстро. Плюс – наступило лето. Как известно, в этот сезон бензин покупают наиболее активно. В кризисных условиях регуляторы ввели так называемый «демпферный механизм», когда в патовых ситуациях бюджет компенсирует убытки нефтяникам. Но когда цена на нефть и топливо растёт как сейчас, то, наоборот, уже компании должны перечислять «излишки» государству. Многие эксперты озвучили неутешительные прогнозы на летние месяцы, заверив, что такое искусственное регулирование цен ни к чему хорошему не приведёт.
– Первая проблема – рост цены розничной потенциальный. Вторая проблема – существенный ущерб для топливной инфраструктуры страны, разорение заправок, локальные дефициты и прочее. И третье – сейчас складываются все экономические условия для того, чтобы у нас расширялся объём реализации некачественного топлива нетоварного класса. Сегодня гораздо экономически целесообразно реализовывать нетоварный продукт, – отмечает председатель Независимого топливного союза России Павел Баженов.
Пока что рост розничных цен на бензин в Воронеже за последние пару месяцев не превысил уровня инфляции, и составил 2 – 3%. Средняя стоимость в июне на АЗС повысилась на 5 – 10 копеек. Так, литр 92 водителям обходится в 43,5 руб., 95-й – на 2 руб. больше, самый дорогой 98-й – 52 рубля. И дизельное топливо – 45,5 руб. А вот топливо-конкурент, газ, подорожал гораздо ощутимее, за месяц буквально на 6 руб. Причины – те же.
– Ссылаются поставщики на сокращение добычи нефти, и бензин дорожает его оптовая цена. Мало того, что они повысили цену, они и не грузили две недели газ, который мы купили на бирже. Из-за этого создавался определённый дефицит, – говорит руководитель компании по продаже и поставкам сжиженного газа Игорь Татаринов.
Как быть и что делать? Если говорить о рознице, здесь большинство экспертов предлагают регулировать рост или снижение цен корректировкой налогов, а их в составе стоимости хватает.
Например, возьмём цену 1 л 95 бензина. В ней более 30%, это налог на добычу полезных ископаемых, 22 с лишним процента – акциз на топливо, 18% – НДС. То есть уже более 70% – это налоги. Оставшиеся 30% – затраты на сырьё и переработку, логистика и прибыль АЗС и поставщиков. То есть по факту из 45 руб. за литр более 30 уходят из карманов владельцев авто в бюджет.
В Независимом топливном союзе предложили формирование размера акциза отдать на откуп региональным регуляторам, чтобы в случае необходимости они могли его снижать или повышать, корректировать на местном уровне. Тем более в разных регионах, в зависимости от сложности доставки стоимость бензина и так очень сильно разнится. Но проблема в том, что в области нет специализированного департамента или структуры, которая бы следила за воронежским рынком топлива, поэтому и предложения местных активистов выслушать, по сути, некому.
– Акциз вводился как прогрессивная часть транспортного налога. Проще говоря, больше заправляешься – больше платишь. Результатом введения акциза, которые повышаются каждый год, должна была стать отмена транспортного налога. Что мы видим сейчас – налог транспортный как был, так и остался. Соответственно, отменив либо акциз, либо транспортный налог, можно было бы в серьёзную пользу граждан изменить ситуацию со стоимостью топлива, – говорит Алексей Трепалин.
Но, конечно, в центре внимания сейчас – оптовые цены, их баснословный рост на нефтяном рынке говорит об очевидном кризисе в отрасли. На днях антимонопольная служба предложила снова разрешить ввозить импортное топливо, что в нынешних условиях – довольно очевидная мера. От того, насколько быстро на это предложение отреагируют власти, в том числе зависит и дальнейшая судьба нефтяных котировок и цен. В Независимом топливном союзе подготовили свои варианты решения проблемы.
– Это отмена демпфирующего механизма, он сегодня объективно вреден. Это увеличение объёма реализации на бирже, снятие запрета на импорт. Нужно насытить рынок продуктом, тогда конкуренция сделает своё дело. Мы выступаем за то, что необходимо отказываться от ручного регулирования цены и за системную топливную реформу рынка, чтобы нормализовать правила игры, – говорит Павел Баженов.
Все свои предложения заинтересованный бизнес предложил включить в новый законопроект, сейчас перспективы его разработки обсуждают в Госдуме. В Минэнерго же надеются, что после увеличения объёмов поставок топлива спрос на него будет удовлетворён, как следствие – цена хотя бы немного стабилизируется. А с учётом дополнительных рычагов воздействия, которые сейчас разрабатывают экспертные группы, прогнозируют, что жизнь «горючей» отрасли войдёт в прежнюю колею уже концу года.