ГТРК Воронеж

Рассказ Андрея Платонова «Никита» требуют исключить из школьной программы

12.04.2017

18:25

Рассказ нашего земляка Андрея Платонова «Никита» может быть исключён из школьной программы. С такой просьбой в Министерство образования намерены обратиться красноярские общественники. Родители учеников считают, что текст, который обычно проходят в пятом классе, может навредить детской психике.

В воронежской гимназии имени Платонова изучать произведения известного земляка начинают со второго класса. Помимо школьной программы – платоновские чтения, музейные уроки, литературные исследования, постановки любительского театра. В роли Никиты Арсений Святченко открывал новый учебный год.

Арсений Святченко ученик 4 класса гимназии имени Платонова:

«Он самостоятельный, добрый, фантазёр. Ему было настолько одиноко, что он общался с баней, с пеньками».

5 класс на уроке литературы. Как раз приступили к изучению рассказа о Никите. Главный герой – 5-летний мальчик, который остаётся в доме за главного пока мать работает на колхозных полях, а отец воюет на фронте. В одиночку ребёнку тяжело победить страх.

«– Он боится не то существо, которое живёт в бочке, он боится неизвестности. Когда идёшь по улице или дома какой- то предмет стоит, и он похож на лицо, и ты начинаешь придумывать развивать эту мысль».

Литературный герой Никита одушевляет всё вокруг себя. Но часто предметы обладают чертами уже умерших знакомых ребёнка.

Именно эти детские страхи и фантазии несут угрозу неокрепшей психике школьников, уверены красноярские общественники. Вместе с Платоновским «Никитой» под запрет может попасть «Глюк» Людмилы Петрушевской – там якобы пропагандируется употребление наркотиков.

Виктор Зубарев, член общественного совета:

«Отправить на экспертизу профессионалам, оценить воздействие этой литературы на сознание детей и не рекомендовать. По большому счету, нам и так понятно по полученным результатам – не рекомендовать эту литературу детям 12+ и для детского прочтения в школах».

Воронежские филологи с красноярскими общественниками не согласны. Их и так тревожит тенденция к упрощению обязательных текстов для молодёжи. Такими темпами из школьной программы могут пропасть и Толстой, и Достоевский.

Тамара Никонова доктор филологических наук, профессор ВГУ:

«У Андрея Платонова вообще мир тревожный вокруг. Но кто будет отрицать, что наш мир лишён конфликтов. Мы же готовим детей к тому, чтобы они умели что-то видеть в мире, сопереживать».

Вот и в «Никите» учителя предлагают обращать внимание не столько на природу детских страхов, сколько на смыслы, которые автор пытается преподнести детям в иносказательной форме.

Екатерина Рисованая, учитель русского языка и литературы гимназии имени Андрея Платонова:

«Вот это лёгкое чтение, к которому мы в последнее время привыкли, с Платоновым такое не пройдёт. Здесь надо сесть, подумать, капнуть текст ещё и ещё раз. Почему так сказал, почему это слово. И тогда всё станет на свои места».

Понимание ребенком Платонова зависит, конечно же, от мастерства учителя, говорят педагоги. Ведь его тексты действительно местами трудные и мрачные. Рассказ «Никита» же заканчивается оптимистично. Отец мальчика возвращается с фронта. И первый совместно забитый ими гвоздь, ассоциируется у героя с добрым человеком.

Анна Белоглазкина, Татьяна Маликова, Константин Кохаров

В рассказе Андрея Платонова увидели угрозу детской психике


«Вести-Воронеж» знают, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Instagram, Telegram, Twitter.

Картина дня

СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК НА КАНАЛЕ «РОССИЯ» В 20:45

Гость

60 лет служения педагогике – свой профессиональный юбилей отмечает доцент, профессор кафедры воспитательных технологий Воронежского института развития образования, народный учитель России, директор центра дополнительного образования «Реальная школа» Альбина Золотарёва. Как не потерять интерес за столько лет работы, и чем можно увлечь современных детей, об этом в программе «Вести-Образование» рассказала Альбина Васильевна.

Смотреть передачу

Наверх