< >

Первый год комом. Как в Воронеже оценили работу платных парковок, и надо ли за них платить

После очень удачного старта проекта случился провал: водители доказали незаконность штрафов.

Первый год комом. Как в Воронеже оценили работу платных парковок, и надо ли за них платить

Платные парковки в Воронеже заработали ровно год назад – 1 октября 2018 года. С той даты проект идеально функционировал около месяца – когда стоянки в центре города были свободными (правда, дворы забитыми), но припарковаться можно было в любое время в любом месте. Вскоре водители поняли, что штрафы не приходят, и с каждым месяцем машин становилось всё больше.

«Вести Воронеж» вспомнили, что удалось платным парковкам, а что – нет, узнали у автомобилистов, почему одни не платят с первого дня, а другие – отдают по 40 рублей за час до сих пор, и поинтересовались у юристов, надо ли всё-таки платить за стоянку в центре города.

Что получилось?

За год работы удалось устранить все технические сложности: нарекания к работе терминалов, системы оплаты и работе приложения. Скорректировали время работы платных парковок на более удобное, сократив на час: теперь платить за стоянку надо с 8:00 до 19:00.

Появились и новые группы льготников – многодетные семьи, ветераны боевых действий, владельцы электромобилей и некоторые спецмашины.

– Реализация проекта во многом выполнила свою важнейшую функцию: упорядочила парковку, воронежские водители привыкли парковаться ровно и по разметке, – сообщил замруководителя управления транспорта Максим Захаров.

Что не получилось?

– Не стоит путать позицию всех горожан с желанием небольшой группы автомобилистов любой ценой оставлять свой автомобиль на общей уличной парковке на целый рабочий день. За год городскими парковками воспользовались 179 тыс. человек – большинству автомобилистов нравятся свободные уличные парковки, – рассказали корреспонденту «Вести Воронеж» в ООО «Городские парковки».

Однако согласиться с этим трудно – судя по тому, что практически все парковочные места в центре в будний в любое время день заняты, приучить водителей платить за стоянку всё-таки не удалось. Соответственно, провалилась главная миссия проекта – освободить центр города от автомобилей воронежцев с графиком  9:00 – 18:00, припарковаться в это время в центре очень проблематично.

Неудача проекта связана с несовершенством законодательства – есть сложности с получением персональных данных, которые не позволяют штрафовать водителей, не оплативших платную парковку.

– Несовершенство закона, безусловно, значительно снизило и экономическую целесообразность проекта. Но штрафы и пополнение бюджета за счёт нарушителей не являются самоцелью проекта, как и заработок с парковок, – отметил Максим Захаров.

Не удалось и предложить воронежцам альтернативу личному транспорту – в сентябре 2018 года мэр пообещал комфортно пересадить воронежцев из авто в маршрутки. Однако спустя год ничего не изменилось.

Кто платит за парковку?

Таких людей меньшинство, но они есть – и в основном это те автомобилисты, которые приезжают в центр по делам, а не на работу на весь день.

– Я была рада, что сделали платные парковки. Но сейчас из-за тех, кто не платит и не боится штрафа, припарковаться стало сложнее, чем когда только появились парковки. Другой вопрос, что инфраструктура не готова к этому (общественный транспорт, наличие своих парковок у предприятий). Я прекрасно понимаю, что многие люди ездили на работу на автомобиле, потому что есть сложности с транспортом. Или, например, после работы в ряд районов не добраться – вечером маршрутки ходят хуже. Нужно было сначала разобраться с общественным транспортом, а потом уже платные парковки делать. Но, раз ввели, я стараюсь соблюдать закон, а не оперировать тем, что мои данные от кого-то кому-то не могут передать, – рассказала горожанка Наталия Сушкевич.

Много таких, кто платит не за идею, а просто боится штрафа.

– Я мнительный человек, и у меня чувство, что если хоть раз не заплачу, то непременно придёт штраф. Многие друзья не платят и штрафов не получают, а меня напрягает факт, что машины слежения до сих пор ездят по городу, – рассказал автомобилист Сергей, попросивший не называть его фамилию.

Год работы платных парковок обошёлся автомобилистам в 86 млн рублей, из них 21,8 млн водители заплатили за абонементы – суточные, месячные и годовые.

Кто не платит?

Многие руководствуются принципом: «странно платить, если это необязательно».

– Я готов платить, если буду знать, что остальные тоже платят и что деньги уходят на нужды города, – добавил ещё один водитель, пожелавший остаться анонимным.

Годом ранее чиновники говорили, что деньги от платных парковок планируется потратить на развитие пешеходной и транспортной инфраструктур, а также на общественный транспорт. Были ли направлены полученные городом 18 млн рублей на что-то из этого, корреспонденту «Вести Воронеж» в мэрии не ответили.

Среди других причин автомобилисты называют политические и идеологические соображения.

– Не платил ни разу. Если ставил надолго, снимал номера. Это дело принципа, обещали 1,5 тыс. мест в самом центре (я был скорее «за»), а сделали 6 тыс. мест в половине города. Паркоматы не найти, наличку они не принимают, организация никакая. Везде, где был заграницей, паркоматы чуть ли не у каждого места, ну максимум 20-30 м. Это дело принципа – мне не жалко 40 рублей, и для меня это не чувствительная сумма, но нас как всегда обманули, – заявил воронежец Максим Дорошев.

Так надо ли платить?

Юрист Оксана Юркова, которая помогла двум воронежским автомобилистам выиграть суды против мэрии и доказать, что штрафы за неоплату парковки незаконны, сама не раз отмечала, что она не против платных парковок, но их работу надо привести в соответствии с законодательством.

– Если есть акт местного самоуправления, то мы как законопослушные граждане должны им руководствоваться. Я никогда не скажу «не платите». Вы должны исполнять закон, но можете брать на свою совесть его неисполнение. Хотя все прекрасно понимают, что если нет наказания, то дисциплину не построить, – отметила Оксана Юркова.

В июне мэрия пообещала не штрафовать воронежцев за неоплату парковки, пока идут судебные разбирательства. Скоро чиновники дойдут в споре с автомобилистами до Верховного суда. Но надо понимать, что хоть «письма счастья» сейчас не рассылают, обещание было только на словах – нигде в документах оно не закреплено.

Юрист напомнила, что срок исковой давности по административным правонарушениям составляет два месяца. Поэтому, если вы решили нарушить закон и не платить за парковки, отсчитывайте этот срок и проверяйте, придёт ли штраф. Никакой гарантии, что «письма счастья» не придут, Оксана Юркова, конечно, дать не может.

Ещё по теме

Читайте также