Первые заболевшие, локдаун и бунты врачей. Хроника коронавируса-2020 в Воронежской области
Паника ещё иногда пробирается в регион, но многие уже привыкли жить в условиях пандемии.
Фото: Pixabay, Вести Воронеж
Коронавирус держал в напряжении жителей Воронежской области весь год – причём больше всего COVID-19 боялись в самом начале. Уже с трудом верится, что в первые месяцы госпитализировали всех – и с подозрением на инфекцию, и бессимптомных носителей. Сейчас, когда в регионе 42 тыс. заболевших и 1,2 тыс. умерших, многие даже с пневмонией лечатся дома. Карантин и самоизоляцию воронежцы соблюдали, когда было меньше 10 подтверждённых случаев на весь регион, теперь же без опаски все гуляют, ходят по кафе и ТЦ, а многие нехотя надевают маски в общественных местах – и то только потому, что требуют.
«Вести Воронеж», начиная подводить итоги 2020-го, вспомнили основные события коронавирусного года – первых заболевших и первых умерших, протесты врачей и ужасающие рассказы из «красных зон», нескончаемые очереди из скорых и койки для больных вдоль стен в коридорах – и составили хронику COVID-19 в регионе.
Январь: 0 заболевших, 0 умерших
В первый раз о COVID-19 в Воронежской области заговорили в конце января 2020 года. Роспотребнадзор рассказал о готовности региона «к смертельному вирусу из Китая», в аэропорту усилили меры безопасности, но переломным стало 28 января – с подозрением на коронавирус в больницу попали первые два человека – они вернулись из Китая. В Сети опубликовали видео экстренной госпитализации пациентов, и оно шокировало воронежцев.
Тогда анализы пациентов отправляли в Новосибирск, поэтому результатов приходилось ждать пару дней. У первых двух госпитализированных COVID-19 не подтвердился.
Февраль: 0 заболевших, 0 умерших
Пока воронежцы попадали в больницу с подозрением на ковид – удар на себя приняла уже Новоусманская РБ – власти начали готовить новые меры по борьбе с инфекцией.
Март: 8 заболевших, 0 умерших
Первым воронежцем, который заразился коронавирусом, стал велогонщик Игорь Боев. Это случилось в начале весны и в другой стране – ОАЭ. Ключевое для всего мира событие произошло 11 марта – ВОЗ объявила пандемию коронавируса, а на следующий день из всех воронежских аптек исчезли маски, вскоре – ещё перчатки и антисептики. Вузы ушли на дистанционное обучение, а школы – на досрочные каникулы.
В середине марта в Воронеже ввели режим повышенной готовности и испугавшиеся локдауна горожане раскупили туалетную бумагу, гречку и консервы.
Первые два случая заражения коронавирусом в Воронежской области выявили 19 марта – заболевшие привезли инфекцию из Польши. В этот же день в России умерла первая пациентка с коронавирусом. В регионе стали закрывать кинотеатры, суды и отделы полиции, массовые мероприятия отменили, пенсионеров отправили по домам, и в обиход вошло слово «самоизоляция». А 26 марта произошло беспрецедентное событие – губернатор сообщил о закрытии кафе, ресторанов, салонов красоты, спортзалов, торговых центров. В России объявили нерабочую неделю с 30 марта по 3 апреля, а также ввели выплаты на детей – по 5 тысяч от федеральных властей и столько же – от региональных.
В конце месяца в регионе разразился скандал – когда 207 прилетевших из Таиланда туристов отправили по домам. Воронежцы опасались, что именно с них начнётся эпидемия в регионе. Но этого не произошло. В последний день марта в регионе ввели режим всеобщей самоизоляции. На тот момент в регионе было всего восемь заболевших коронавирусом.
Апрель: 493 заболевших, 9 умерших
В России на месяц продлили режим нерабочих дней, а тем, кому было необходимо продолжать работать, выдавали справки. Улицы патрулировали полицейские, воронежцы устраивали травли людям с подозрением на коронавирус, школьники и студенты страдали от дистанционного обучения. В регионе появились заболевшие, которые заразились, не выезжая за границу. Также были зарегистрированы первые случаи заражения COVID-19 среди младенцев и беременных.
А 12 апреля пришла страшная весть – в Воронежской области умер первый пациент с коронавирусом. Жертвой стала 65-летняя женщина. К концу месяца их оказалось девять. Изначально власти рассказывали обо всех заболевших и умерших – называли пол и возраст, описывали симптомы и говорили о возможных контактах с ранее заразившимися. Со временем эта информация сошла на нет – нельзя было даже узнать, кто стал жертвой ковида – взрослый или ребёнок.
В воронежских больницах начали фиксировать вспышки заболеваемости – в том числе и среди врачей. Началось строительство новой инфекционки.
К концу месяца предприятия постепенно возвращались к работе, а родители били тревогу – сады по-прежнему закрыты, а девать детей многим было некуда.
Май: 2 028 заболевших, 18 умерших
Получил продолжение начавшийся ещё в апреле скандал – сначала заболевшие ковидом медики пожаловались на нехватку средств защиты, а потом один из них выпал из окна больницы. Врачи, фельдшеры, водители скорых и дезинфекторы начали выходить на стихийные митинги из-за отсутствия положенных выплат за работу с коронавирусными пациентами, а прокуроры показательно стали наказывать за это больницы.
В России впервые отказались от традиционного парада в День Победы – его провели 24 июня, Владимир Путин ввёл новые выплаты на детей, а также с 12 мая завершил режим нерабочих дней. Но в Воронежской области в этот день начал действовать другой режим – масочный. Из-за всех ограничений выпускники попрощались со школой онлайн. Детские сады, наконец, открыли.
Июнь: 7 588 заболевших, 44 умерших
Первый месяц лета оказался очень сложным для Воронежской области. Число очагов выросло в разы – инфекцию находили в больницах, домах ребёнка, интернатах, на крупных предприятиях, в областных и городских администрациях. Заболеваемость выросла в три раза – с 50-70 в мае до 200-240 в июне. Власти объяснили это повсеместным нарушением режима самоизоляции, а врачи умоляли воронежцев оставаться дома и сравнивали «красные зоны» с полями боя – в которых были литры пота, памперсы и трупы.
В июне от коронавируса умер первый медик – санитарка больницы №3 Татьяна Терновых. В медучреждениях начали экстренно разворачивать ковидные койки, причём перепрофилировать пришлось даже узкоспециальные больницы – например, офтальмологическую. Работники здравоохранения продолжали жаловаться на отсутствие выплат – лифтёры одной из больниц даже обращались к Владимиру Путину.
Июль: 11 153 заболевших, 94 умерших
Заболеваемость пошла на спад, и от ковидных стационаров начали постепенно отказываться. Летние веранды и спортзалы, кафе и музеи, магазины и торговые центры спустя три месяца снова заработали, и даже для пенсионеров впервые с апреля отменили обязательную самоизоляцию. Открылась новая инфекционная больница – правда, несколько месяцев после открытия она могла принимать только лёгких пациентов.
Но июньский всплеск даром не прошёл – суточная смертность била один рекорд за другим, и к концу месяца насчитывалось 94 жертвы коронавируса.
Случались и казусы – например, местный оперштаб в один из дней приплюсовал 30 «лишних» заболевших. Потом ошибку объяснили техническим сбоем. В этом же месяце воронежцы усомнились в достоверности статистики, назвав её странной. Власти выступили с разъяснениями.
Август: 14 144 заболевших, 125 умерших
Впервые на карантин по COVID-19 закрыли целый посёлок – это произошло в Терновском районе. Но в целом всё было спокойно – очаги постепенно прибавлялись, в суды поступали дела из-за нарушений ковидных запретов, но ограничения всё больше смягчали – например, разрешили работу кинотеатров.
Сентябрь: 18 006 заболевших, 208 умерших
Большинство учеников осталось без праздничной линейки, но дети вернулись за парты. Перед школой у всех измеряли температуру, и это провоцировало давку на входе в здания. Возобновили учёбу и студенты.
Заболеваемость снова пошла в рост – медики не успевали справляться с наплывом пациентов, у больниц то и дело появлялись очереди из 10-20 скорых. Власти начали стремительно возвращать ковидные стационары, но всё равно для новых заболевших не хватало мест – им выделяли койки в коридорах. Пациенты жаловались, что к ним в палатах даже не подходили, и записывали видеообращения из больниц. Хотя периодически появлялись поистине чудесные новости – например, о том, как воронежец с коронавирусом выжил после 90 дней в реанимации, или о том, как спасли женщину с открывшимся кровотечением.
Ковид начали находить в школах и вузах, их постепенно переводили на дистанционку, стали приходить печальные вести об умерших преподавателях. В итоге в регион вернули коронавирусные ограничения.
В последний день сентября число заболевших в регионе перевалило за 18 тысяч, умерших – за 200 человек. Среди жертв инфекции оказался писатель, который всего за несколько часов до смерти рассказал об ужасах болезни.
Октябрь: 25 071 заболевших, 456 умерших
Коронавирус поставил рекорд по заболеваемости в России и в мире 9 октября, спустя 10 дней в Воронежской области развернули максимальное количество коек, готовясь к новому всплеску инфекции. Из аптек исчезли антибиотики и витамины, цены на КТ лёгких взлетели. С 23 октября в регионе начался резкий подъём заболеваемости – суточный прирост новых случаев приблизился к 300, пациентам начали отказывать в тестах и назначали лечение по телефону, скорые стали работать как маршрутки – по пути в больницу забирали несколько пациентов. Студентов снова отправили на дистанционку, а воронежцев старше 65 лет – на самоизоляцию.
Ноябрь: 34 435 заболевших, 860 умерших
Заболеваемость продолжила бить рекорд за рекордом, школьников частично перевели на онлайн-обучение. В регионе начали возвращать коронавирусные ограничения и прививать медиков от COVID-19 – тем более число жертв среди них только официально выросло до девяти. Лечащимся дома от коронавируса пообещали бесплатные лекарства, однако их дождались не все. Пациенты стали бить тревогу – в аптеках медикаментов по-прежнему не было, в поликлиниках их выдавать отказались.
Декабрь: 41 947 заболевших, 1 180 умерших
Число заболевших продолжило увеличиваться, в регионе даже была зафиксирована девятидневная серия из рекордов по суточному приросту заразившихся. Число жертв инфекции перешагнуло психологическую отметку в тысячу человек. Но, несмотря на это, школьников вернули за парты, ресторанам в новогоднюю ночь разрешили работать, новогоднюю ёлку и каток установили, площади Ленина начали наряжать. Но стабилизировать ситуацию всё же удалось – в больницах начали освобождаться места.
Если 2020-й год воронежцы встречали, даже не догадываясь о надвигающейся пандемии, то сейчас очевидно, что коронавирус продолжит свою хронику и в 2021-м.