«Просила помощи 8 месяцев». Семья убитой в воронежском селе женщины о бездействии силовиков

Преследования и гибель Анны Ткачёвой в четырёх историях.

20346
Вести Воронеж

Анне Ткачёвой из села Гвазда Бутурлиновского района было всего 29 лет. Женщину нашла задушенной 27 октября в бане рядом с домом её мама. Трёхлетняя дочка Ани осталась сиротой.

До убийства женщину восемь месяцев преследовал бывший парень Владимир Малачиляев. Аня и её родители подверглись настоящей травле. После гибели Ани её родные жили под охраной, пока объявленного в розыск Малачиляева не обнаружили повешенным 9 ноября.

Родители погибшей Юрий и Елена Ткачёвы думают, трагедию можно было предотвратить, если бы просьбы о помощи Ани услышали силовики. После угроз и нападений Аня обращалась в полицию. Но к заявлениям отчаявшейся женщины относились несерьёзно. По словам родителей Ани, её проблемы называли «делами семейными» и шутили о большой любви к ней бывшего мужчины.

Корреспондент «Вести-Воронеж» выясняла, как и почему погибла Аня Ткачёва.

История ненависти и мести

Семья Ткачёвых восемь месяцев жила в страхе из-за травли и преследований Владимира Малачиляева. Когда произошла трагедия, у родителей не было сомнений в том, кто убил Аню. С ними согласились и силовики, Малачиляева сразу же объявили в розыск. Поиски закончились страшной развязкой. Мужчину обнаружили повешенным в лесопосадке неподалёку от его родного села Филиппенково.

Однако в трагедии Ткачёвых рано ставить точку. Родные Ани считают, что за её смерть должны понести ответственность те, кто был обязан защитить по долгу службы. Блюстители порядка и закона, которые отказали в помощи Ане, когда она в ней нуждалась.

История Анны и Владимира могла стать историей любви, но превратилась трагедию, которую спровоцировала ненависть и маниакальная жажда мести. По словам Елены Ткачёвой, её дочь стала встречаться с Владимиром в апреле 2016 года. Ане хотелось простого женского счастья – заботы и папы для маленькой дочки.

В декабре 2016 года Владимир и Аня решили жить вместе. Денег у молодых людей на съемное жильё не было, и они поселились в доме у Ткачёвых вместе с родителями.

– Прожил у нас полтора месяца, молчаливый был. Ничего плохого, вроде, и не было. Так по мелочи – встанет из-за стола и «спасибо» не скажет, а еще избегал дочку Ани. Она маленькая, хочет поиграть, а он от неё, – вспоминает Елена Ткачёва. – Аня просила, чтобы он устроился на работу. Жить-то на что-то надо. А он не хотел, обманывал, что ничего не получается. Расстались они в феврале.

Как только Аня выставила Владимира из дома, её жизнь начала превращаться в ад. Уже через несколько дней в интернете появились оскорбления в её адрес, фейковые страницы с объявлениями «об интимных услугах». Мужчина постоянно приезжал к дому Ткачёвых, начинал разговоры с Аней, хотел вернуться. Но все эти беседы заканчивались скандалами и оскорблениями. С каждым разом Владимир был всё злее и смелее. Ане сыпались постоянные звонки и угрозы по SMS. Бывшего парня она заблокировала, SMS стали приходить матери.

– Могло за вечер прийти по 200 SMS. Из них было понятно, что он за нами постоянно наблюдает. Только выйдешь во двор – писать начинает. Приезжал по ночам и сигналил на всю улицу, мог так ездить до 4 утра. Внучка стала дёрганной. Мы спали одетыми, потому что угрожал поджечь, – рассказывает Елена Ткачёва. – Аня старалась ездить на работу на такси, потому что на автобусе страшно было – выслеживал и зажимал. Она много раз вызывала на работе службу охраны, потому что приходил и начинал ссоры с угрозами, показывал рукой у шеи.

История равнодушия и бессилия

Расставшись с Малачиляевым, Анна Ткачёва оказалась в беззащитном положении жертвы, которое знакомо многим российским женщинам. Тем, что месяцами, а иногда и годами подвергаются террору бывших мужей и любовников. Обращаясь за помощью в полицию, жертвы получают похожие ответы, что в действиях преследователя состава преступления нет. Значит – привлекать к ответственности и наказывать вроде как не за что.

– Если вас убьют, мы обязательно выедем, труп опишем, – записала на телефон жительница Орла слова сотрудницы полиции.

Через несколько часов женщину забил до смерти бывший сожитель, по поводу выходок которого и был вызов. В отношении участковой возбудили дело о халатности, так как сотрудница не приняла должных мер для предотвращения преступления. Случай получил огласку, так как сохранилась запись разговора. В России подобных историй немало, они совершенно дикие и при этом поражают своей обыденностью. Как и невозможность жертвы получить защиту.

– У Ани поначалу вообще не принимали заявления. Она пойдёт в полицию, а ей смеются в ответ – дела семейные, это он любит так сильно. С ним разговаривают – улыбается, говорит, хочу вернуться. Думали, что всё это шутки, – говорит Елена Ткачёва.

По словам родных, поначалу Аня писала заявления в полицию, но ответов на них не было. Первая реакция силовиков на жалобы Анны появилась в конце апреля. У Ткачёвых есть постановление об отказе в возбуждении дела об угрозах убийством, датированное 26 апреля.

Проверку проводил участковый Юрий Храпов, который не увидел в поведении Малачиляева признаков состава преступления. Он хоть и угрожал, но «никаких действий не предпринимал», сослался Храпов на объяснения свидетелей. Тот же сотрудник в июне после заявлений Анны Ткачёвой дважды составлял административные протоколы о мелком хулиганстве. Оба раза Владимира Малачиляева оштрафовали на 500 рублей.

В августе Анна Ткачёва написала очередное заявление после скандала, который Малачиляев учинил в Бутурлиновке у киоска быстрого питания «Русский аппетит», где она работала. Проверку проводил другой участковый. Женщина снова получила отказ в возбуждении уголовного дела. При опросе в полиции Владимир отрицал угрозы, найти же свидетелей инцидента «не представилось возможным».

В августе участковый, пришедший на смену Юрию Храпову, начал проверку по поводу оскорблений Анны. Позже Анна получила уведомление о передаче из полиции прокурору материала проверки по факту оскорбления. Его судьба Ткачёвым так и осталась неизвестной.

Инцидент, случившийся 4 сентября у дома Ткачёвых, отличался от прежних. От слов Малачиляев перешёл к действиям. По словам Юрия Ткачёва, Малачиляев дождался Аню у дома. Когда женщина вышла, бросил в неё петарду, предположительно, военную.

– Аня тогда успела отскочить, на обшивке дома остались следы. Мы собрали остатки разорвавшейся петарды и отвезли в полицию вместе с заявлением, – объясняет Юрий Ткачёв.

У Ткачёвых сохранился талон о подаче заявления в полицию. Отказа по этому заявлению Анна так и не получила. Предположительно, о проверке того случая с петардой, шла речь в ответе на обращение, который подписан прокурором Бутурлиновского района Сергеем Державиным.

Прокурор Сергей Державин уведомляет заявительницу, что материалы проверки от 18 и 27 сентября возвращены в полицию для рассмотрения вопроса о привлечении Малачиляев к административной ответственности за мелкое хулиганство.

Это последний документ, полученный Анной при жизни. Он подписан 10 октября, за 17 дней до гибели женщины.

История в ответах и комментариях

Начальник Бутурлиновского отдела полиции Виталий Некрылов в телефонном разговоре с корреспондентом «Вести-Воронеж» пояснил, что не вправе оценивать действия своих сотрудников. По данным фактам проводят проверки компетентные органы – прокуратура и Следственный комитет, которые и дадут оценку действиям полицейских, отметил он.

– Следственными органами Следственного комитета по данному факту проводится доследственная проверка, в ходе которой выполняется весь комплекс мероприятий, направленных на установление обстоятельств произошедшего. В рамках доследственной проверки следователем будет дана правовая оценка действиям (бездействию) сотрудников органов внутренних дел, – пояснила Елена Мануковская, старший помощник руководителя СУ СКР по региону.

В прокуратуре Бутурлиновского района рассказали, что с мая по октябрь 2017 года в правоохранительные органы от Ткачёвой поступило шесть заявлений «о неправомерных действиях со стороны лица, с которым они ранее находились в отношениях».

Как пояснили в прокуратуре, только в двух заявлениях Ткачёвой были сведения об угрозах. По одному из них было отказано, по второму окончательное решение не принято. Кроме того, по данным надзорного органа, по заявлению Ткачёвой её преследователя оштрафовали за мелкое хулиганство. Что касается заявления об оскорблении, прокуратура вернула материалы проверки в полицию для организации дополнительной проверки – проведении лингвистической экспертизы. Её результаты «до настоящего времени не получены».

– В каждом случае правоохранительными органами приняты меры по надлежащему рассмотрению сообщений, – отметил Александр Игнатенко, помощник прокурора Бутурлиновского района.

История сиротства и скорби

Накануне убийства Елена Ткачёва видела Владимира Малачиляева в Бутурлиновке. Она в очередной раз попросила перестать мучать дочь.

– Не хочет забрать заявление – получит своё, – сказал мужчина в ответ.

В тот день, 27 октября, Елена Ткачёва не могла дозвониться дочери. Аню она видела с утра, а потом та не брала трубку и не отвечала на SMS.

Женщина после работы забрала внучку из детсада. Дома заметила, что вещи дочери на месте. Ани нигде не было, что было странно, так как дочери нужно было собираться в ночную смену.

– Я пошла во двор, везде искала. Нашла в бане… она была в уголочке…с шарфом на шее, – плачет Елена Ткачёва.

В день похорон с телефона Ани её отцу пришла SMS с угрозами убить.

– У меня сразу же приняли заявление и возбудили уголовное дело об угрозе убийством. Охраняли нас по ночам. Почему же тогда Аня столько раз ходила, билась, а дела так и не было? – сокрушается Юрий Ткачёв.

Маленькая Ариша ещё не знает, что у неё больше нет мамы. Но девочка чувствует, что жизнь её изменилась навсегда – она напугана, стала беспокойной, плачет по ночам, иногда спрашивает о маме.

По словам Елены Ткачёвой, внучку возьмёт под опеку тётя, родная сестра Анны. Девочка будет жить в её семье в другом городе. Бабушка и дедушка, несмотря на тоску по погибшей дочке, решили, что так для малышки лучше.

Свой четвёртый день рождения в декабре Ариша впервые отпразднует без мамы.

Оксана Грибкова