Вслед за водоканалом и теплосетью. Власти Воронежа ищут концессионера для ливнёвки
Как бизнесмены смогут заработать на таком вложении – пока неясно.
Воронежская ливневая канализация может уйти в частные руки – мэрия планирует сдать сети в концессию, как уже отдали водоканал и теплосеть. Однако как бизнесмены смогут заработать на ливнёвках – пока неясно. Впрочем, в их истории в этом году всё же случился важный этап, впервые 180 км муниципальных сетей обслуживает новое, специально созданное мэрией для этих целей предприятие.
Старая листва и мусор – то, что постоянно попадает в ливнеприёмники и забивает их. Рабочим приходится сначала вручную всё это доставать, в помощь им – только лопата с трёхметровой ручкой. Пара таких приёмников – и ковш трактора полон. А на этой улице, например, места водоотвода – примерно через каждые 100 метров.
Дальше в борьбу за чистоту вступают машины – каналопромывочная и илососная. Первая под высоким давлением вымывает грязь и ил, вторая – это убирает. На предприятии говорят, машины уже проявили себя, когда начал таять снег, и в городе было много затопленных мест. В целом, общее состояние сетей после зимы плачевное – везде, за исключением центра города, ливнёвки забиты.
Существующая городская сеть ливневой канализации строилась в 60-80-х годах прошлого века. Сейчас в ней – 180 км, ещё 150 – относятся к ведомственным территориям, то есть, за ними обязаны следить предприятия. Кроме того, остался и так называемый «бесхоз», его мэрия постепенно берёт на баланс.
Вообще, есть всего два способа водоотведения в городе – это естественный, в землю, и, собственно, в ливнёвки. При строительстве сетей на это и рассчитывали. Но теперь из-за плотной застройки, новых дорог и тротуаров, воде просто некуда впитываться, и на ливнёвки увеличилась нагрузка. А строить новые сети на старом месте, говорят специалисты, значит повредить все коммуникации. По сути, в центре города так сделать уже нельзя.
Поэтому каждую весну и особенно в дожди город уходил под воду. И это – результат как общей изношенности системы, и ее обслуживания. Глава города заявлял, что сети нуждаются в серьезной модернизации, но средства на нее собирается искать не в бюджете.
– Поступают интересные предложения со стороны частных инвесторов, готовых рассматривать вопрос концессии ливнёвок. Но имеются и вопросы, за счёт чего они будут её окупать и как зарабатывать на ней. Есть вариант установить тариф на технологическое присоединение к сетям ливнёвки. Например, застройщик, который возводит новые объекты будет платить за технологическое подключение к городским сетям, – отметил мэр Воронежа Вадим Кстенин.
Вырученные деньги, уверяет мэр, пойдут на развитие. Для начала, например, необходимо провести полную диагностику сетей – оказывается, не делалось даже этого. В итоге масштаб бедствия толком неясен. Пока в мэрии создали специальное предприятие для обслуживания ливневой канализации – «Городскую дорожную службу».
– До этого года мы выполняли работы с привлечением коммерческих организаций в рамках контрактов каких-то. Действительно выполнялись работы, но лимит денежных средств был ограничен, и выполнялись работы только лишь на аварийных участках и центральных частях города, сейчас мы в принципе пытаемся накрыть полностью весь город, – пояснил куратор МБУ «Городская дорожная служба» Александр Бабкин.
– Сеть ливнёвки должна обслуживаться практически круглый год. Плюс, это оперативные бригады, которые несут дежурства постоянно, в выходные дни, в момент паводка, которые могут оперативно выехать на место и устранить то или иное подтопление. Даже не на сетях ливневой канализации, а просто где сложился такой рельеф местности, где идёт скопление воды после таяния снега, – рассказал заместитель руководителя управления дорожного хозяйства Воронежа Иван Селиверстов.
Затем в мэрии планируют обновить схему ливнёвок 2007 года и нанести туда улицы, на которых строительство сетей необходимо. Пока желающих взять всё это в концессию нет, но если появится, то этому предпринимателю предстоит не только поддерживать работоспособность существующих ливнёвок, но и модернизировать сети.