Любовь и подчинение: как выбрать кинолога?

Где искать инструктора по дрессировке собак и как не ошибиться с выбором.

Одни применяют в воспитании жесткие наказания, другие говорят – у собаки должно быть детство, третьи отдают животное на воспитание специалисту, чтобы потом получить «готового» пса. Но ни один из этих подходов не дает гарантии, что собака будет воспитана, социализирована а, главное, будет слушаться вас.

Как найти кинолога для своей собаки и не ошибиться? Какого подхода к воспитанию придерживаться? И что представляет собой система занятий со специалистом? Об этом мы поговорили с практикующим кинологом Марией Лесниковой.

Выбор инструктора - как выбор напарника

– Если я решила обратиться за помощью в воспитании и обучении собаки к профессионалу, как выбрать специалиста?

– В наше время действительно сложно найти хорошего специалиста. Я бы посоветовала сходить на кинологические соревнования в вашем городе и посмотреть на выступающие пары. Только не надо путать соревнования по кинологическим видам спорта и выставки – это разные вещи. На выставке оценивают, главным образом, экстерьер, внешние параметры, но мало внимания уделяется ее психическому состоянию – например, агрессивная она или нет, в какой степени она ориентирована на хозяина и т.д. На соревнованиях по кинологическим видам спорта в основном соревнуются тренеры. Посмотрите на пары - как собака контактирует с проводником (человек, который занимается с собакой), насколько успешным было их выступление, как они общаются вне ринга. Не обязательно, чтобы они победили в соревнованиях, просто смотрите, какой подход в общении с животным ближе вам.

Если выступающий на соревнованиях сам не является инструктором, то наверняка он сможет подсказать хорошего специалиста, исходя из своего опыта.

Выбор инструктора – это как выбор напарника. Важно, чтобы он подходил хозяину. Если вы не сойдетесь характерами, работы не получится. Людям, которые приходят ко мне, я говорю – давайте сначала познакомимся и поймем, подходим ли мы друг другу. Когда нет контакта между хозяином и инструктором, занятие не эффективно. Вы не поймете, как работать с собакой (потому что не нравится инструктор и вы не готовы к нему прислушаться), а она не поймет, что нужно делать.

 Учить или мучать

– Какие вопросы надо задать инструктору, чтобы понять насколько для меня приемлема его методика?

– Спросите - как он будет учить вашу собаку простым командам – лежать, сидеть, рядом? По ответу вы поймете, каких методов он придерживается – жестких (дрессировка на механическом воздействии) или мягких (на положительном подкреплении), и решите, насколько это подходит именно вам.

Спросите также, с какими проблемами этот человек сталкивался у своих собак или собак клиентов и как их решал. Есть кинологи, которые действуют всегда по одной и той же методике, не отклоняясь от нее. Добиваясь от собаки результата, но не анализируя проблему, почему она ведет себя тем или иным образом. Например, если собака не ест во время тренировки, то они ее не будут кормить до тех пор, пока она не начнет есть. А есть специалисты, которые будут учитывать индивидуальные особенности конкретной собаки и, исходя из этого, выстраивать процесс обучения. Лично мне ближе второй вариант и метод положительного подкрепления - необходимо учитывать особенности психики собаки. Если идет речь о бытовом воспитании питомца, то иногда нужно принять во внимание и условия ее жизни, и возможности хозяина.

Работа на положительное подкрепление строится на трех видах мотивации: социальной - это наша похвала, оглаживание собаки, пищевой – на еде и игровой – на игрушке. Мы учим собаку следовать за рукой с лакомством или игрушкой, заводим руку в разные стороны, собака садиться или ложиться вслед за ней и это действие мы подкрепляем. Если у собаки нет одной из этих мотиваций, мы на занятиях начинаем ее развивать и учим этому хозяина. Так, если собака не ест на тренировке, значит либо для нее это сильный стресс, либо ей просто хочется заниматься своими делами, и тогда мы ищем способы показать ей, что это интересно и увлекательно.

– Это «либеральная» методика. Какие еще есть подходы к дрессировке/воспитанию существуют?

– Выше мы сказали о, так называемой, механической дрессировке. На механике собаку сажают, нажимая рукой на круп, укладывают – нажимая на круп и на лопатки. Более сложные команды выполняются с применением электрошокового и строгого ошейников, удавки. На механическом воздействии собака не учится думать самостоятельно, как правильно выполнить команду, а учится подчиняться и терпеть давление.

– Как вы относитесь к такому подходу?

– В нашей сфере не принято говорить, что какие-то подходы не правильные. Но по моему мнению, на положительном подкреплении собака учится самостоятельно принимать верные решения. Например, я занимаюсь со своей собакой, кладу ее на выдержку (фиксация животного в любом положении до следующей команды) в 20 метрах от себя – у меня в этот момент нет никаких методов механического воздействия на нее, и в это время мимо проходит человек... Она очень любит людей и для нее это раздражитель, и она может свободно подойти к человеку. Но она самостоятельно выбирает спокойно лежать и ждать, когда я ей разрешу подойти ко мне или к данному прохожему. Вот это я считаю правильным результатом тренировок. Потому что у собаки формируется положительное закрепление на верном выборе – таком варианте, который предпочтителен для хозяина.

– Если она сорвет команду и убежит, то что будет?

– В этом случае я пойму, что моя собака еще не готова к такому раздражителю, и что я слишком рано повысила уровень тренировки.

– Вы как-то обозначите ей, что вам не понравились ее действия?

– Нет. Если она делает что-то неправильно, мы переделываем упражнение, чуть-чуть облегчая ей задачу. То есть небольшой шаг назад. А потом вновь усложняю – так собака понимает, что если у нее есть маленькая победа, то и большой уровень она тоже выдержит.

– По методу механического воздействия готовят собак в силовых структурах, т. е. там где нужно полное подчинение и неукоснительной послушание?

Не только, это довольно распространенный метод. У меня был клиент, который хотел позаниматься со своим шпицем. Инструктор объяснил ему, что для обучения команде «рядом» нужно надеть на собаку намордник и поводок, когда собака начинает отдаляться или тянуть, резким, жестким движением дергать за поводок – так она постепенно должна понять, что от нее требуется и обучиться ходить рядом. Не многие владельцы готовы к тому, чтобы причинять боль своей собаке.

– При выборе методики как-то учитывается порода, психическая конституция или индивидуальные особенности собаки?

– Те люди, у кого крупные служебные породы, скорее всего, будут готовы к механической дрессировке и пойдут к соответствующим специалистам. И такие собаки в целом нормально переносят это и результат от занятий будет, но собака будет делать это не из любви к человеку, а из-за страха боли. Если вы снимите ошейники и удавки, она будет делать это для того, чтобы избежать негативных последствий. Я считаю, на положительном подкреплении гораздо лучше сформирован контакт животного с хозяином, например, собака перестает обращать внимание на своих сородичей и других людей, поскольку ей интереснее с хозяином, она мотивирована на это.

Собачий интернат или домашнее задание

– Что представляет собой система занятий со специалистом?

– Все зависит от хозяина. Некоторые хотят, чтобы кинолог сам занимался с собакой, без его участия, а владельцу нужна уже подготовленная собака. Тоже самое, когда отдают животное на передержку с дрессировкой. А кому-то интересен сам процесс занятий со своим питомцем.

Я на своих занятиях отталкиваюсь от того, какой результат человек хотел бы видеть человек, над какими вопросами нужно поработать, после этого понятно, сколько приблизительно времени это займет. Я рассказываю теорию, показываю, как это работает на практике и потом человек сам начинает заниматься с собакой. Между тренировками они выполняют домашние задания и каждое занятие мы проверяем, как усвоен материал.

О негативных последствиях двух других методов. В первом случае собака учится работать с инструктором и вы сами не научитесь обучать свою собаку, а это очень важно. Когда люди занимаются вместе с животным и инструктором, они уже понимают, как обучить собаку любым командам и объяснить собаке, что вы от нее хотите. Потому что им рассказывают основы и базовые знания, показывают различные нюансы дрессировки. А в роли стороннего наблюдателя не всегда можно понять, как показать собаке команду, когда вовремя ее поощрить, а когда это делать не надо.

Другой вариант, когда вы отдаете ее на передержку и потом забираете с базовым набором команд. Да, в этом случае собака учится намного быстрее, чем с вами и эта схема имеет право на существование, но только в одном случае - когда собаку отдают инструктору, а потом человек приезжает на какой-то период времени и уже вместе с инструктором сам учится работать с собакой. Только при таком подходе, на мой взгляд, будет плодотворный результат.

– Раньше считалось, что это первое, чему должен обучиться щенок – это общий курс дрессировки (ОКД), но у вас я этого термина не слышала...

– ОКД  это норматив, а норматив всегда отличается от бытовой дрессировки. Собака должна пройти определенное количество шагов, вовремя повернуть, здесь остановиться, а там лечь. Собака это все прекрасно заучивает, но именно проблемы в быту это никак не решает. Это полезно скорее для общего контакта с собакой и самого хозяина, который получает некоторые навыки обращения с питомцем и может использовать их в дальнейшем при его воспитании. Я считаю, курс дрессировки важен, но для начала надо решить проблемы бытового поведения.

– Итогом курса занятий будет достижение собакой определенного возраста или результат?

– Конечно, результат. Заниматься можно и нужно с собаками любого возраста.

– Возможности обучения как-то ограничены возрастом?

Чем старше собака, тем больше времени потребуется на обучение и закрепление. То, на что щенку нужна неделя, зрелой собаке может потребоваться несколько месяцев. И обучить взрослую собаку без специалиста уже гораздо сложнее. Но в целом никаких ограничений нет.