Воронежский психолог о сидевшем на цепи мальчике: «Его страх может перейти в расстройство»

Мать и отчим могли повторять в семье те сценарии, которые сами видели в детстве.

3873
Вести Воронеж Оксана Грибкова

Фото: Pixabay

В Воронежской области 2 декабря осудили родителей, которые долгое время истязали ребёнка и сажали его на цепь. Над мальчиком издевались как минимум два года. Как установил суд, родители били сына ремнём и проволокой, хлестали проводом по ногам. Его связывали верёвкой, скотчем и даже сажали на цепь. Ребёнку прижигали кожу, у него на руках нашли ожоги от зажигалки. Мальчика также пытали горячей водой. Его постоянно держали дома. Ни соседи, ни врачи не знали о существовании этого ребёнка, пока он не сбежал. В наказание Ирину и Александра Ляпиных отправили в колонию общего режима – мать на 1,5 года, отчима – на 2,5. Их взяли под стражу в зале суда.  

Жестокое отношение супругов в 7-летнему сыну – загадка. Оба они не похожи на маргиналов, выглядят как благополучные люди и обычная семья. Ляпины принесли в суд только положительные характеристики. Защита пары заявила в суде, что корни такого ужасного отношения к малышу кроются в детстве Ирины и Александра. Говорят, их тоже били родители. При этом к общей дочери в семье было совсем другое отношение.

Есть также предположения, что женщина вымещала на мальчике злобу, которая появилась на его отца. Сейчас ей 24 года, и сын был ранним ребёнком – возможно, поэтому нелюбимым.

Корреспондент «Вести Воронеж» поговорила с экспертом о возможных причинах такого отношения матери к сыну, а также выясняла, что делать, чтобы оборвать этот страшный сценарий семейного насилия. Об этом, а также о том, как помочь глубоко травмированному ребёнку, рассказала Дина Насонова, главный внештатный психолог системы образования Воронежской области.

Специалист не исключает, что родители мальчика тоже стали в детстве жертвами семейного насилия.

– Повтор стиля воспитания случается очень часто. Взрослые воспроизводят то, что происходило с ними в детстве, потому что другого не видели. Но бывает ещё приобретённая агрессия – в силу внешних, биологических, социальных факторов, – говорит Дина Насонова. – В данной ситуации, не зная всех моментов, невозможно сделать выводы. Но можно сказать точно – маме тоже нужна помощь. Ей почему-то было плохо, и она в такие моменты агрессировала на ребёнка. Ей нужно помочь осознать свои ошибки и ресурсы, научить правильно поступать. Ведь у неё могут ещё родиться дети. 

По словам эксперта, куда важнее вопроса «почему» другой вопрос: как помочь травмированному ребёнку. Ведь из-за издевательств родителей он перестал доверять взрослым. Мальчик ждёт наказания за любой свой поступок.

– Мы все ошибаемся, и этот страх у ребёнка может перейти в личностное или поведенческое расстройство. А ведь он тоже вырастет и станет родителем. Будет ли он проецировать поведение своих родителей уже в отношении своих детей? Как сделать так, чтобы этого не случилось? – рассказывает Дина Насонова. – В первую очередь нам, взрослым, нужно вернуть доверие этого мальчика. Команда психологов и любящих его людей должна научить его понимать, что они всегда рядом и помогут справиться с бедами и ошибками. 

Дина Насонова видит большой ресурс для эффективной помощи мальчику в российском менталитете, где есть традиция объединяться и помогать друг другу в беде. Поэтому будущее этого мальчика, которого не любили в семье, зависит сейчас от того, кто будет с ним рядом теперь.