«Испытание для всех». Как родители воронежских школьников оценили начало онлайн-обучения
Новые реалии покажут, чего стоят наши школьники, учителя и вся система образования.
Фото: Pixabay
Неделю назад, 6 апреля, в воронежских школах, как и по всей стране, началось дистанционное обучение. Оно стартовало с обвала основной российской платформы образования «Дневник.ру». Учителям, родителям, детям пришлось организовывать изучение программы так, как каждый считает нужным. Уже сейчас видны недостатки и провалы «удалёнки», где все участники учебного процесса оказались заложниками ситуации.
«Вести Воронеж» подготовили обзор об организации учебного процесса в разных школах города и первых впечатлений от онлайн-обучения.
«Дети хотят в школу»
Мама троих детей Татьяна – дочка ходит в детсад, сыновья учатся в 2 и 7 классах школы в Советском районе:
Дочка у нас занимается гимнастикой и балетом. Педагоги быстро сориентировались и организовали занятия в Zoom. В занятиях гимнастикой тренер не разрешает родителям участвовать. На балете же, напротив, просят помогать детям делать растяжки и упражнения. Детсад тоже перешёл на удалёнку. Нам присылают видеозанятия по ритмике, воспитатель также предлагает разные задания и ребусы, но делать их необязательно.
Мальчики ещё за две недели до начала онлайн-обучения стали получать задания из своего военно-патриотического клуба. Особенно мне понравились такие, как помочь родителям, приготовить еду и прислать видеоотчёт. Сыновья отвечали на вопросы о годах войны в Воронеже, научились вязать разные виды узлов. Им всё это нравилось и не напрягало. А потом начались уроки, и мы, честно говоря, в ужасе.
Учитель начальных классов сразу же стала проводить уроки в мессенджерах. Сначала она обзванивала детей в Viber, а потом создала группу в WhatsApp. Каждые день второклассники занимаются там 2,5 часа, урок длится 30 минут. Учитель начитывает голосовые сообщения и ждёт ответов. Ставит за них оценки. Потом говорит, кому из детей прислать письменные домашние задания. В школе углубленное изучение языков, поэтому педагог начитывает задания. В ответ я записываю на видео сына, который читает текст, перевод, и отправляю видео.
Большой минус такого обучения – сам способ коммуникации. Учитель не видит детей и не может определить, кто понял материал, а кто нет. Чтобы точно быть уверенным, нужно общаться с каждым индивидуально, а это занимает очень много времени.
Сложнее всего оказалось с учёбой у старшего. В первые дни «Дневник. ру» не работал, и педагоги стали учить там, где им удобно – Zoom, «ВКонтакте», мессенджеры. Много заданий по самостоятельному изучению материала, а это значит – мама должна стоять над душой и контролировать их выполнение. Опять же – как учителям понять, сделал ребёнок добросовестно уроки или списал ответы из интернета?
Я сейчас работаю удалённо, иногда выезжаю в офис, и всё это совместить нереально. Дети признаются, что хотят в школу. Для всех это дурдом, а не обучение. Обидно, что так или иначе они останутся без большого пласта знаний, а требовать их с нового учебного года обязательно будут. Никто не станет разбираться и не включать задания за эту четверть в те же административные и проверочные работы.
Если выбирать между нормальной учёбой и удалённой, я однозначно за возвращение детей в школы. Если решать завершить год досрочно или продолжать учиться онлайн, я за то, чтобы всё это свернуть. Я понимаю, что в программу следующего года эти знания не включат, и изучение этой части программы всё равно ляжет на плечи родителей.
Ещё многие родители считают, что учителя раздали задания и ничего не делают. Это не так. На них сейчас легла колоссальная нагрузка. У меня мама работает учителем. Она садится в 8:30 и только к 21 часу встаёт. Сначала идут уроки, а потом она проверяет огромное количество домашних работ с экранов устройств. Для всего этого у неё два планшета и компьютер. Ей нужно донести до каждого программу, а потом ещё написать исчерпывающий отчёт для школы.
«Учёба в одну сторону – без связи и контакта»
Мама одного ребёнка Оксана – дочь учится в 5 классе школы Коминтерновского района:
Онлайн-обучение у нас началось с полного провала. Два дня не работал «Дневник. ру», к чему никто оказался не готов. Но учителя быстро сориентировались и уже к вечеру вторника завалили нас заданиями через все возможные мессенджеры, «ВКонтакте», сайты «ЯКласс» и Google Класс. Было ощущение, что они передают «домашку» из каждого утюга. При этом присылать видеоуроки или выходить в онлайн никто, кажется, и не собирался.
Настоящим событием для детей оказался урок английского языка в Zoom. Дочь встала пораньше, нарядилась, настроила видеосвязь, закрылась в комнате. Дети были рады увидеть друг друга по видеосвязи. Учитель благополучно вещала 20-25 минут, а потом внезапно отключилась. Дети поиграли в слова до конца урока, но связь с педагогом так и не восстановилась. Задание она прислала в WhatsApp. К следующему уроку английского дочь снова встала пораньше, надеясь на общение в Zoom, но ничего такого не произошло. Как-то даже обидно.
– Мне не нравится такое обучение. У нас нет никакого контакта с учителями, нет общения, только задания. Я даже не знаю, получил учитель мою домашку или нет. Я бы хотела, чтобы учителя договорились и стали давать задания где-то в одном месте. А ещё была бы рада учиться через Zoom, – говорит дочь.
Дети привыкли зачастую получать информацию по видео с YouTube, из подкастов, а тут их сажают за учебники, требуя самостоятельно усваивать в два-три раза больше материала, чем обычно. Связь же с учителями вообще односторонняя – как с богом.
«Лучше бы уж школа», «работать некогда», «с заданиями полный беспредел» – с этими репликами сложно не согласиться.
Когда появились новости от Минпросвещения, разрешающего досрочно окончить год для 1-8 классов, у многих забрезжила надежда. Но другие мамы высказались против того, чтобы дети бездельничали пять месяцев подряд. И я тут солидарна – пусть учатся хоть как-то, чем совсем никак.
«Большинство учителей остались где-то в прошлом»
Мама двоих детей Светлана – дочь учится в 3 классе и сын в 7 классе школы в Центральном районе:
В первые два дня после трёх недель отдыха было тяжело, но сейчас сын и дочь втянулись. Заданий очень много – оба ребёнка занимаются каждый в своей комнате с утра и до обеда. Дочке я передаю задания от учителей, потом проверяю письменное выполнение домашней работы, фотографирую и отправляю учителю. Сын всё это делает сам.
То, что сейчас происходит, напоминает классическое образование в вузе 15 лет назад, когда человек должен сам по учебникам получить знания и сдать экзамены. На этой неделе дети повторяли пройденное. Не представляю, как они будут изучать новый материал. В средней школе много предметов, учёба намного динамичнее, и здесь я предвижу трудности.
Нет ни контрольных, ни ответов у доски. У всех, с кем сидят родители, будут одни пятёрки. Картина окажется сильно искажена. Сложно представить, как сейчас обстоят дела в тех семьях, где родители ходят на работу, а дети вынуждены одни учиться дома. Ведь тех двух часов вечером, которые дети тратят на выполнение обычного домашнего задания, сейчас явно недостаточно. Очевидно, что эта четверть будет провальной по знаниям. С последствиями столкнёмся осенью, когда будет их проверка.
Мои впечатления о дистанционном обучении можно передать в картинке «ожидания и реальность». Понимая, что будут проблемы, я всё равно представляла это по-другому. Предполагала, что детям будут доносить знания в удобном и интересном для них формате – по видеосвязи или в форме видеоуроков. Думала, что онлайн-образование – это вызов для педагогов, повод попробовать что-то новое. Но почти сразу же стало понятно, что такой подход лишь для отдельных энтузиастов. Каждый выкручивается, как может.
Образовательная система оказалась не готова применять те технологии, которые есть в свободном доступе, которые используют во всём мире. Современной методики обучения нет, большинство учителей остались где-то в прошлом. И появляется вопрос – в чём тогда вообще смысл онлайн-обучения?
«Все увидят, чего стоит система образования»
Мама двоих детей Ирина, сыновья учатся в 7 и 11 классах школы в Левобережном районе:
У меня нет жалоб на онлайн-обучение, потому что я не контролирую, как учатся дети. В своё время меня так воспитывали, и я так воспитала их. С начальной школы они делают задания сами. Сыновья у меня ответственные – они не отличники, но я уверена, что им можно доверять. Самостоятельность во взрослой жизни намного важнее отличных оценок в школе.
У нас в школе детям заранее дали задания, поэтому в первые дни дистанционного обучения, когда не работал «Дневник. ру», никаких проблем не возникло. Младший сын встаёт в 8 утра. К 12 он оканчивает делать уроки и свободен. При этом я вижу, что в перерывах между выполнением домашних заданий он может поиграть с одноклассниками в сетевые игры.
В первый день онлайн-обучения он встал из-за стола и сказал: «Мама, я никогда так много не учился, как сейчас». Я понимаю, что сын может хуже окончить эту четверть, чем те, которые он учился в школе. Но она последняя в этом году, уже большая часть программы пройдена. Обычно конец года отводится для итоговых работ.
Старший сын в этом году оканчивает школу. Чтобы спокойно готовиться к ЕГЭ, ушёл жить к бабушке. Там его никто не отвлекает. Полностью в нём уверена. Сын выбрал вуз в Москве, куда будет поступать, у вот уже два месяца занимается удалённо на подготовительных курсах. Всё обучение идёт по видео. Репетиторов у него нет.
– Это лучшее, что могло с нами случиться. Онлайн-обучение – самый большой подарок для выпускников, – сказал мне старший сын.
Действительно, сейчас важнее совместной учёбы в школе индивидуальная подготовка к ЕГЭ. Благодаря дистанционке, одиннадцатиклассники тратят то время, которые были бы в школе, на более серьёзную подготовку к экзаменам по предметам, которые будут сдавать. Каждый делает то, на что нацелен. В классе у моего сына всю коммуникацию между учениками и педагогами взяла на себя классный руководитель. Учителя всё прекрасно понимают и не напрягают детей по тем дисциплинам, которые им не нужны. По годовым оценкам уже всё и так понятно.
Среди большинства родителей я вижу серьёзное недовольство дистанционным обучением. У меня нет претензий к властям или школе. Мы всё равно ничего не можем изменить. Кто хочет получить знания, он и так или иначе их возьмёт. Кто не хочет учиться, тот не получит их и в школе.
Мне кажется, что эти новые условия – проверка детей на самостоятельность. И всё происходящее покажет не только степень ответственности за свои знание и будущее каждого из учеников, но и чего стоит вся система образования.
У нас в Воронеже много возрастных учителей. Наступившая реальность покажет, кто им приходит сейчас на смену, насколько молодые педагоги технически грамотные. Для чиновников появилась возможность оценить всю систему образования – кто и как в ней работает, достаточно ли платят учителям, какие знания получают дети.
Справка
Обучение в дистанционном режиме возобновилось для школьников 6 апреля после незапланированных каникул из-за коронавируса. Мы собрали ответы на самые частые вопросы о том, как теперь будут учиться дети и что требуется от родителей.
Кстати, пользователи соцсетей распространяют информацию о том, что воронежские дети не сядут за парты в школах и в новом учебном году – якобы дистанционное обучение продлится и после 1 сентября. Но очень маловероятно, что это произойдёт, ранее рассказали воронежские власти.