«Испытание для всех». Как родители воронежских школьников оценили начало онлайн-обучения

Новые реалии покажут, чего стоят наши школьники, учителя и вся система образования.

20731
Вести Воронеж Евгений Верницкий

Фото: Pixabay

Неделю назад, 6 апреля, в воронежских школах, как и по всей стране, началось дистанционное обучение. Оно стартовало с обвала основной российской платформы образования «Дневник.ру». Учителям, родителям, детям пришлось организовывать изучение программы так, как каждый считает нужным. Уже сейчас видны недостатки и провалы «удалёнки», где все участники учебного процесса оказались заложниками ситуации.

«Вести Воронеж» подготовили обзор об организации учебного процесса в разных школах города и первых впечатлений от онлайн-обучения.

«Дети хотят в школу»

Мама троих детей Татьяна – дочка ходит в детсад, сыновья учатся в 2 и 7 классах школы в Советском районе:

Дочка у нас занимается гимнастикой и балетом. Педагоги быстро сориентировались и организовали занятия в Zoom. В занятиях гимнастикой тренер не разрешает родителям участвовать. На балете же, напротив, просят помогать детям делать растяжки и упражнения. Детсад тоже перешёл на удалёнку. Нам присылают видеозанятия по ритмике, воспитатель также предлагает разные задания и ребусы, но делать их необязательно.

Мальчики ещё за две недели до начала онлайн-обучения стали получать задания из своего военно-патриотического клуба. Особенно мне понравились такие, как помочь родителям, приготовить еду и прислать видеоотчёт. Сыновья отвечали на вопросы о годах войны в Воронеже, научились вязать разные виды узлов. Им всё это нравилось и не напрягало. А потом начались уроки, и мы, честно говоря, в ужасе.

Учитель начальных классов сразу же стала проводить уроки в мессенджерах. Сначала она обзванивала детей в Viber, а потом создала группу в WhatsApp. Каждые день второклассники занимаются там 2,5 часа, урок длится 30 минут. Учитель начитывает голосовые сообщения и ждёт ответов. Ставит за них оценки. Потом говорит, кому из детей прислать письменные домашние задания. В школе углубленное изучение языков, поэтому педагог начитывает задания. В ответ я записываю на видео сына, который читает текст, перевод, и отправляю видео.

Большой минус такого обучения – сам способ коммуникации. Учитель не видит детей и не может определить, кто понял материал, а кто нет. Чтобы точно быть уверенным, нужно общаться с каждым индивидуально, а это занимает очень много времени.

Сложнее всего оказалось с учёбой у старшего. В первые дни «Дневник. ру» не работал, и педагоги стали учить там, где им удобно – Zoom, «ВКонтакте», мессенджеры. Много заданий по самостоятельному изучению материала, а это значит – мама должна стоять над душой и контролировать их выполнение. Опять же – как учителям понять, сделал ребёнок добросовестно уроки или списал ответы из интернета?

Я сейчас работаю удалённо, иногда выезжаю в офис, и всё это совместить нереально. Дети признаются, что хотят в школу. Для всех это дурдом, а не обучение. Обидно, что так или иначе они останутся без большого пласта знаний, а требовать их с нового учебного года обязательно будут. Никто не станет разбираться и не включать задания за эту четверть в те же административные и проверочные работы.

Если выбирать между нормальной учёбой и удалённой, я однозначно за возвращение детей в школы. Если решать завершить год досрочно или продолжать учиться онлайн, я за то, чтобы всё это свернуть. Я понимаю, что в программу следующего года эти знания не включат, и изучение этой части программы всё равно ляжет на плечи родителей.

Ещё многие родители считают, что учителя раздали задания и ничего не делают. Это не так. На них сейчас легла колоссальная нагрузка. У меня мама работает учителем. Она садится в 8:30 и только к 21 часу встаёт. Сначала идут уроки, а потом она проверяет огромное количество домашних работ с экранов устройств. Для всего этого у неё два планшета и компьютер. Ей нужно донести до каждого программу, а потом ещё написать исчерпывающий отчёт для школы.

«Учёба в одну сторону – без связи и контакта»

Мама одного ребёнка Оксана – дочь учится в 5 классе школы Коминтерновского района:

Онлайн-обучение у нас началось с полного провала. Два дня не работал «Дневник. ру», к чему никто оказался не готов. Но учителя быстро сориентировались и уже к вечеру вторника завалили нас заданиями через все возможные мессенджеры, «ВКонтакте», сайты «ЯКласс» и Google Класс. Было ощущение, что они передают «домашку» из каждого утюга. При этом присылать видеоуроки или выходить в онлайн никто, кажется, и не собирался.

Настоящим событием для детей оказался урок английского языка в Zoom. Дочь встала пораньше, нарядилась, настроила видеосвязь, закрылась в комнате. Дети  были рады увидеть друг друга по видеосвязи. Учитель благополучно вещала 20-25 минут, а потом внезапно отключилась. Дети поиграли в слова до конца урока, но связь с педагогом так и не восстановилась. Задание она прислала в WhatsApp. К следующему уроку английского дочь снова встала пораньше, надеясь на общение в Zoom, но ничего такого не произошло. Как-то даже обидно.

– Мне не нравится такое обучение. У нас нет никакого контакта с учителями, нет общения, только задания. Я даже не знаю, получил учитель мою домашку или нет. Я бы хотела, чтобы учителя договорились и стали давать задания где-то в одном месте. А ещё была бы рада учиться через Zoom, – говорит дочь.

Дети привыкли зачастую получать информацию по видео с YouTube, из подкастов, а тут их сажают за учебники, требуя самостоятельно усваивать в два-три раза больше материала, чем обычно. Связь же с учителями вообще односторонняя – как с богом.

Мамы из школьного чата быстро наловчились после девяти вечера делать скриншоты заданий в «Дневнике.ру», пока он работает. Но многие почти сразу же взвыли от их количества. Объяснить ребёнку материал, проконтролировать выполнение домашнего задания и отправить его учителю – всё это сильно напрягает, особенно если детей двое и удалённая работа, тоже непривычная.

«Лучше бы уж школа», «работать некогда», «с заданиями полный беспредел» – с этими репликами сложно не согласиться.

Когда появились новости от Минпросвещения, разрешающего досрочно окончить год для 1-8 классов, у многих забрезжила надежда. Но другие мамы высказались против того, чтобы дети бездельничали пять месяцев подряд. И я тут солидарна – пусть учатся хоть как-то, чем совсем никак.

«Большинство учителей остались где-то в прошлом»

Мама двоих детей Светлана – дочь учится в 3 классе и сын в 7 классе школы в Центральном районе:

В первые два дня после трёх недель отдыха было тяжело, но сейчас сын и дочь втянулись. Заданий очень много – оба ребёнка занимаются каждый в своей комнате с утра и до обеда. Дочке я передаю задания от учителей, потом проверяю письменное выполнение домашней работы, фотографирую и отправляю учителю. Сын всё это делает сам.

Учитель по русскому языку сына присылает семиклассникам что-то похожее на конспекты. Это уже легче воспринимать, чем просто читать учебник. Педагог по алгебре, чтобы разжевать тему, готовит презентации. Сын по разным предметам смотрит видеоматериал, который сам находит в интернете. Тогда ему всё намного понятнее и проще.

То, что сейчас происходит, напоминает классическое образование в вузе 15 лет назад, когда человек должен сам по учебникам получить знания и сдать экзамены. На этой неделе дети повторяли пройденное. Не представляю, как они будут изучать новый материал. В средней школе много предметов, учёба намного динамичнее, и здесь я предвижу трудности.   

Нет ни контрольных, ни ответов у доски. У всех, с кем сидят родители, будут одни пятёрки. Картина окажется сильно искажена. Сложно представить, как сейчас обстоят дела в тех семьях, где родители ходят на работу, а дети вынуждены одни учиться дома. Ведь тех двух часов вечером, которые дети тратят на выполнение обычного домашнего задания, сейчас явно недостаточно. Очевидно, что эта четверть будет провальной по знаниям. С последствиями столкнёмся осенью, когда будет их проверка.

Мои впечатления о дистанционном обучении можно передать в картинке «ожидания и реальность». Понимая, что будут проблемы, я всё равно представляла это по-другому. Предполагала, что детям будут доносить знания в удобном и интересном для них формате – по видеосвязи или в форме видеоуроков. Думала, что онлайн-образование – это вызов для педагогов, повод попробовать что-то новое. Но почти сразу же стало понятно, что такой подход лишь для отдельных энтузиастов. Каждый выкручивается, как может.

Образовательная система оказалась не готова применять те технологии, которые есть в свободном доступе, которые используют во всём мире. Современной методики обучения нет, большинство учителей остались где-то в прошлом. И появляется вопрос – в чём тогда вообще смысл онлайн-обучения?

«Все увидят, чего стоит система образования»

Мама двоих детей Ирина, сыновья учатся в 7 и 11 классах школы в Левобережном районе:  

У меня нет жалоб на онлайн-обучение, потому что я не контролирую, как учатся дети. В своё время меня так воспитывали, и я так воспитала их. С начальной школы они делают задания сами.  Сыновья у меня ответственные – они не отличники, но я уверена, что им можно доверять. Самостоятельность во взрослой жизни намного важнее отличных оценок в школе.

У нас в школе детям заранее дали задания, поэтому в первые дни дистанционного обучения, когда не работал «Дневник. ру», никаких проблем не возникло. Младший сын встаёт в 8 утра. К 12 он оканчивает делать уроки и свободен. При этом я вижу, что в перерывах между выполнением домашних заданий он может поиграть с одноклассниками в сетевые игры.

В первый день онлайн-обучения он встал из-за стола и сказал: «Мама, я никогда так много не учился, как сейчас». Я понимаю, что сын может хуже окончить эту четверть, чем те, которые он учился в школе. Но она последняя в этом году, уже большая часть программы пройдена. Обычно конец года отводится для итоговых работ.

То, что ребёнок не выучил за год, вряд ли он успеет усвоить за последнюю четверть. Поэтому поздно рвать на себе волосы. При этом очевидно, что не так-то легко без объяснений учителя усвоить такие сложные предметы, как физика и химия. Следующий учебный год покажет, насколько просели знания у детей.

Старший сын в этом году оканчивает школу. Чтобы спокойно готовиться к ЕГЭ, ушёл жить к бабушке. Там его никто не отвлекает. Полностью в нём уверена. Сын выбрал вуз в Москве, куда будет поступать, у вот уже два месяца занимается удалённо на подготовительных курсах. Всё обучение идёт по видео. Репетиторов у него нет.

–  Это лучшее, что могло с нами случиться. Онлайн-обучение – самый большой подарок для выпускников, – сказал мне старший сын.

Действительно, сейчас важнее совместной учёбы в школе индивидуальная подготовка к ЕГЭ. Благодаря дистанционке, одиннадцатиклассники тратят то время, которые были бы в школе, на более серьёзную подготовку к экзаменам по  предметам, которые будут сдавать. Каждый делает то, на что нацелен. В классе у моего сына всю коммуникацию между учениками и педагогами взяла на себя классный руководитель. Учителя всё прекрасно понимают и не напрягают детей по тем дисциплинам, которые им не нужны. По годовым оценкам уже всё и так понятно.

Среди большинства родителей я вижу серьёзное недовольство дистанционным обучением. У меня нет претензий к властям или школе. Мы всё равно ничего не можем изменить. Кто хочет получить знания, он и так или иначе их возьмёт. Кто не хочет учиться, тот не получит их и в школе.

Мне кажется, что эти новые условия – проверка детей на самостоятельность. И всё происходящее покажет не только степень ответственности за свои знание и будущее каждого из учеников, но и чего стоит вся система образования.

У нас в Воронеже много возрастных учителей. Наступившая реальность покажет, кто им приходит сейчас на смену, насколько молодые педагоги технически грамотные. Для чиновников появилась возможность оценить всю систему образования – кто и как в ней работает, достаточно ли платят учителям, какие знания получают дети.

Справка

Обучение в дистанционном режиме возобновилось для школьников 6 апреля после незапланированных каникул из-за коронавируса. Мы собрали ответы на самые частые вопросы о том, как теперь будут учиться дети и что требуется от родителей.

Кстати, пользователи соцсетей распространяют информацию о том, что воронежские дети не сядут за парты в школах и в новом учебном году – якобы дистанционное обучение продлится и после 1 сентября. Но очень маловероятно, что это произойдёт, ранее рассказали воронежские власти.