Нужен шаг вперёд. Почему общественный транспорт Воронежа остался в ужасающем положении
Когда в городе согласуют новую стоимость проезда – неизвестно.
Пассажиров стало больше, автобусов меньше, очереди на остановках длиннее, а стоимость проезда так и не изменилась – это основные итоги работы воронежского общественного транспорта за последние полгода. Надежды горожан на обещанную несколько лет назад властями систему комфортных перевозок почти растаяли, а частные компании продолжают продавать автобусы. Есть ли выход? Разбёремся.
Вернувшись из летних отпусков, горожане заметили, что в маршрутках стало теснее. Уехать из отдалённых районов в центр и вернуться обратно и раньше было непросто, но теперь сложно втиснуться даже в автобус, который идёт, например, с Ленинского проспекта на проспект Революции. Маршрутки горожане привыкают брать штурмом.
В мэрии объясняют: вырос пассажиропоток, причём почти до уровня начала 2020 года. Полупустые автобусы остались в ковидном прошлом. И это – хорошо, иначе пассажирские перевозки ожидала бы настоящая катастрофа, перевозчики просто не удержались бы на плаву. Но при росте пассажиропотока одновременно уменьшалось число автобусов.
– За летний период происходил постепенный отток пассажирского транспорта, частные перевозчики активно продавали автобусы либо закрывали договоры лизинга, отдавая транспорт в лизинговые компании. Из 1 250 примерно, которые должны ежедневно работать на улицах, ежедневно выходит порядка 900 единиц. Порядка 200 автобусов мы за лето потеряли, – рассказал председатель совета директоров транспортной компании Дмитрий Крутских.
Чтобы избежать распродажи транспорта, перевозчики ещё в феврале подали в региональный департамент регулирования тарифов документы и попросили повысить стоимость проезда, которая не менялась с 2019 года. Там ответили, что оснований для этого нет.
Однако в июле о том, что рост стоимости проезда неизбежен, заявил мэр Вадим Кстенин. Этого решения ждали в сентябре, потом отложили до октября, потом – ещё раз.
– Если посмотреть в сравнении с другими городами, мы отстаём катастрофически. Средний уровень тарифов по другим регионам, где есть определённый уровень качества транспортного обслуживания, и на который есть запрос у населения, то там тариф уже давно за 30 рублей. И наши 21. Несопоставимая разница в тарифе. У перевозчиков тяжёлая ситуация, нужно делать шаг вперёд, иначе мы не сможем отвечать на запросы наших пассажиров на улучшение качества транспортного обслуживания, – прокомментировал заместитель руководителя управления транспорта мэрии Воронежа Максим Захаров.
Шаг – это повышение стоимости проезда до 26 рублей при безналичной оплате и 28 – наличными. Для обновления транспорта этого уже недостаточно, считают перевозчики. С момента запуска транспортной реформы в начале 21 года автобус большой вместимости подорожал с 9,5 млн до 20. Поэтому покупает их сейчас в основном муниципальный перевозчик на бюджетные деньги. Автопарк «Воронежпассажиртранса» действительно заметно обновился. Только в 2022 году компания получила более 60 новых автобусов, удобных, низкопольных, с кондиционерами. Частные компании, по оценке источника на рынке, купили с начала года всего 2-3 автобуса. Продали – в 100 раз больше.
Ещё один враг качественных пассажирских перевозок, говорят в мэрии, – пробки. В часы пик автобусы успевают выполнить один рейс вместо двух, а значит, пассажиров в маршрутку набьётся вдвое больше. И вряд ли они оценят такую поездку, как комфортную.
Чтобы транспорт стал комфортным, считают власти, нужно решить проблему пробок, отрегулировав движение на самых загруженных участках улиц. В один день этого не сделаешь. Кроме того, нужно больше новых автобусов, и тут не обойтись без повышения стоимости проезда. Когда это произойдет, в областном департаменте регулирования тарифов ещё не определились и сроков, даже приблизительных, не называют.