< >

«Издевательство над пассажирами». Нужна ли Воронежу практика раздвоения маршрутов

Эксперты считают её незаконной и бессмысленной.

Алина Скобцева Вести Воронеж 6958
«Издевательство над пассажирами». Нужна ли Воронежу практика раздвоения маршрутов

Общественный транспорт в городе оставляет желать лучшего – эта мысль стала лейтмотивом публичных слушаний, на которых обсуждали систему платных парковок. Выступающие отмечали, что транспорт изношен, водители хамят пассажирам, показатели аварийности с участием маршруток растут, система безналичной оплаты проезда работает со сбоями, а к первой «умной остановке» маршрутки «загнали», вместо того, чтобы поставить её там, где транспортные потоки активны сами по себе.

«Умная остановка», появившаяся в конце 2018 года у Центрального рынка, «притянула» к себе два маршрута – №20 и 125. Для этого городским властям пришлось изменить их курс. Мэрия изменила схему движения 125-го маршрута в конце декабря 2018 года, раздвоив его. В одну сторону автобусы пустили по улицам Пушкинской и Фридриха Энгельса, в другую – по Кирова. То же самое позже произошло с автобусами №20 – у них тоже временно раздвоился маршрут. В мэрии пояснили, что сделали это для изучения пассажиропотоков и улучшения транспортного обслуживания посетителей Центрального рынка.

К чему привело раздвоение маршрутов

Маршрут №125 изменения едва не привели к закрытию – водители стали массово увольняться из-за простоев в пробках. Перевозчик в одностороннем порядке отменил нововведение мэрии, но изъятие транспортных карт, позволяющих работать на маршруте, заставило его примириться с новыми правилами.

Между тем, по словам сопредседателя регионального отделения общественной организации «Город и транспорт» Юрия Новикова,  раздвоение маршрутов идёт вразрез с нормами федерального законодательства, а в случае с остановкой у Центрального рынка – ещё и бессмысленно.

– Изменение маршрутов в течение срока действия контракта вполне законно, и даже обоснованно: город меняется, меняются пассажиропотоки, возникают новые места притяжения пассажиров. В таком случае городские власти меняют маршрут. Перевозчики заключили договор обслуживания городского маршрута, а не взяли его в аренду. Это означает, что город может без согласия перевозчика не только менять, но и просто закрыть маршрут, если придет к выводу о его ненужности. А вот раздвоение маршрута противоречит требованиям федеральных законов № 220-ФЗ и 259-ФЗ. У маршрута должна быть одна трасса в одном направлении и конечные остановки, одинаковые для всех автобусов, обслуживающих маршрут. Раздвоение трассы – это фактически незаконное открытие другого маршрута. Незаконные действия просто прикрываются «законным» номером уже существующего маршрута, – пояснил Юрий Новиков.

В мэрии считают, что такое изменения маршрутов не противоречит законодательству и оправдано потребностями горожан.

Почему это не нужно пассажирам

По словам Юрия Новикова, такие манипуляции с маршрутами – это «издевательство над пассажирами, которые должны различать двадцатку через рынок от двадцатки через площадь».

Он также отметил, что новая остановка, появившаяся в конце прошлого года у Центрального рынка, горожанам фактически не нужна – пассажиров там маршрутки не собирают. Об этом же говорили и перевозчики. К тому же рядом с рынком уже есть остановки – у гостиницы «Азимут» и на улице Кирова.

– Покупателей на Центральном рынке не так много, как хотелось бы, не потому, что маршрутчики их не привозят, а потому, что рынок не имеет репутации места, где цены ниже, чем во всём городе. Надо четко отдавать себе отчёт, что покупатели там – люди, которые живут или работают в шаговой доступности. И не надо ради химер портить жизнь людям, которым волею судеб нужно проезжать мимо, – считает Юрий Новиков.

Из-за чего это не нравится перевозчикам

Всего в Воронеже работают семь таких маршрутов – кроме 125-го и 20-го, это маршруты № 70м, 8, 58, 122 и 113. А вот у маршрута №68 вообще три трассы с «социальным» ответвлением на улицу Екатерины Зеленко.

При этом такое «размножение» маршрутов зачастую оборачивается для перевозчиками финансовыми потерями. Со 125-го маршрута после его изменения начали массово увольняться водители – из-за простоя в пробках на узких улицах Пушкинская и Фридриха Энгельса они существенно теряли в выручке.

– Из-за пробок у рынка теряется один круг. С учетом того, что 125 маршрут   один из немногих, где 100% новых машин, и они все в лизинге, то это может просто уничтожить маршрут полностью, – отметил Юрий Новиков.

Для тех автопредприятий, где транспорт в основном привлечённый и используется уже не первый год, нововведения не стали существенной проблемой.

Что будет дальше

В мэрии обещают, что в следующем году маршрутная сеть существенно изменится – истекут пятилетние контракты с перевозчиками, а «РосдорНИИ» разработает новую комплексную схему дорожного движения. Документ, за разработку которого заплатили почти 30 млн рублей, станет основой для новой маршрутной сети общественного транспорта. Схема должна решить логистические проблемы города и улучшить транспортное обслуживание воронежцев.

Для того, чтобы изучить пассажиропотоки, к подсчёту горожан, входящих и выходящих из маршруток, привлекли тысячу недовольных общественной нагрузкой студентов опорного университета.

Читайте также