< >

ФСБ и «Роскосмос» ищут драгметаллы, пропавшие из воронежских двигателей для ракеты «Протон-М»

Вести Воронеж 20287

Куда делись драгоценные металлы, без которых перестали летать ракеты? На воронежском механическом заводе ответ на этот вопрос ищут в рамках двух расследований. Эксперты выясняют, по какой причине при запуске ракеты-носителя «Протон-М» отказал двигатель третьей ступени.

Вообще все до сих пор не использованные ракетные двигатели воронежского производства вернутся на родное предприятие, расследование на самом заводе проведут следователи, а также сотрудники ФСБ. Проверят, могло ли на предприятии иметь место сознательное вредительство, или, к примеру, воровство. Что говорят эксперты о перспективах отрасли после отзыва всех воронежских двигателей – в нашем сюжете.

Десятки образцов – ракетные двигатели, собранные на ВМЗ – отправятся на дополнительную проверку в Воронеж, Самару и Химки. Специалистам предстоит выяснять, где брешь в качестве выпускаемой продукции. А она есть и довольно серьезная. Именно поэтому генеральный директор Иван Коптев покинул пост, который занимал с 2010 года. На предприятии он, кстати, отработал с 1975 года, а в начале нулевых был заместителем директора, как раз по качеству.

За последние 10 лет двигатели третьей ступени, выпускаемые на Воронежском мехзаводе, отказывали пять раз: в 2011, 2014, 2015 и в конце прошлого года.

В 2015 расследование контролировала Генпрокуратура. А после первого случая на механическом заводе многократно заявляли: усилят контроль. И вот – новое расследование.

Игорь Буренков, директор департамента информационной политики и СМИ ОРКК:

«Надо отметить, что сейчас есть новые возможности, есть такие стенды, которые позволяют качество проверить возможность, проверить материалы, из которых они сделаны. Нужно задачу выполнять, а чтобы выполнить её качественно, никаких вопросов не должно возникать с той техникой, какая есть, поэтому здесь торопиться не нужно, нужно всё проверить».

К материалам, кстати, внимание будет особым. Предварительная, но основная версия – использование «неликвидных компонентов» в деталях. Проще говоря, в двигателях для «Протона» должны были применяться запчасти с использованием драгоценных металлов – детали содержат напыление золота и серебра.

По нашим источникам, своей должности вслед за директором завода уже лишился и главный металлург предприятия. На самом заводе от любых комментариев отказываются. Проблема – непрофессиональный менеджмент и несоблюдение технологического процесса – уверен бывший директор ВМЗ Георгий Костин.

Он в свое время семь лет сам был членом комиссии, разбиравшей аварии. Ракетные двигатели предприятие выпускает с начала 60-х, проверить его надежность перед запуском, уверяет, можно процентов на 50. В советские годы завод выпускал двигатели партиями, из одной плавки, это позволяло работникам не терять квалификацию и более чётко контролировать качество. Сейчас персонал трудится с перерывами и вынужденно теряет уровень подготовки.

Георгий Костин, директор Воронежского механического завода (1980-1993 гг.):

«Того контроля, который был тогда – нет. Не контролируют, кто приходит. Ну, найдут, допустим, причину, что кто-то в пьяном виде не так сварил деталь. Что изменится? Наведут какой-то порядок, все будут дрожать, кого-то сняли с работы. А дальше что? Нужно решать проблему, а проблемой никто не занимается. Всё это должно быть в системе. Системы сегодня нет. А поскольку нет системы, уйти от таких аварий, к сожалению, невозможно».

Пока на предприятии решают, как количество аварий минимизировать, под угрозой крупные космические программы.

Впрочем, ситуация с воронежскими двигателями – это не катастрофа, считают в Кремле.

Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента РФ:

«Говорить лишь о неудачах в этой сфере нельзя. Космическая программа рассчитана на длительную перспективу и состоит из большого количества проектов, ряд из которых выполняется весьма успешно».

Проекты, над которыми работают на воронежском мехзаводе, начнут воплощаться в жизнь, судя по всему, уже после окончания расследования. К нему уже подключилась Генеральная прокуратура. И при самом оптимистичном раскладе первый старт ракеты «Протон» с Байконура состоится только летом – а не в феврале, как планировали ранее.

Наталья Зубкова, Александр Попов

ПО ТЕМЕ: В Кремле прокомментировали отзыв воронежских двигателей для ракет-носителей «Протон-М»

«Роскосмос» вернёт на Воронежский мехзавод все двигатели второй и третьей ступени ракет-носителей «Протон-М»

Читайте также