< >

«Задирание ног к ушам». Известный балетный критик разгромила воронежский «Корсар»

Эксперт жёстко высказалась о нелепостях представленной на «Золотой маске» постановке.

Вести Воронеж 13000
«Задирание ног к ушам». Известный балетный критик разгромила воронежский «Корсар»

«Корсар», который воронежский театр показал на «Золотой маске» в Москве, получил жёсткий отзыв известного балетного критика страны Татьяны Кузнецовой. Рецензию эксперт написала в газете «Коммерсантъ».

«Корсар» показали на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Постановку Юрия Бурлаки Воронежский театр оперы и балета выдвинули на «Золотую маску» в пяти номинациях. Татьяна Кузнецова полагает, что воронежская постановка не имеет шансов ни в одной из них. Эксперт жёстко разгромила работу артистов из Воронежа.

– От советских постановок этого балета он отличается разве что особо нелепым прологом и особо беспомощным эпилогом. А за старинную демихарактерную пляску женщин на невольничьем рынке и дуэтик главных героев, сочинить который способен и ремесленник, давать номинацию «хореограф» как-то неуважительно по отношению к авторам оригинальных спектаклей, – отметила Татьяна Кузнецова.

Критик сравнила воронежскую постановку с аналогичной постановкой в Большом театре 2007 году. Бурлака был вынужден адаптировать даже картину «Оживленный сад» Мариуса Петипа, пояснила Кузнецова. Эксперт отметила, что «в воронежском спектакле эта 20-минутная сцена похожа на московский прототип не больше, чем «Лада» на «Мерседес».

– Оно и понятно: в региональном театре нет ни средств, ни артистических кадров, ни массовки для этой колоссальной картины, всю мощь которой позволяет оценить лишь историческая сцена Большого, – написала Кузнецова. – В Воронеже (тактично умолчим про качество исполнения) урезаны и количество участников «Оживленного сада», и сами танцы, и сценические аксессуары.

Не стесняясь в выражениях Кузнецова оценила и декорации, увиденные на сцене. Она увидела вместо клумб с цветами «четыре чудовищные проволочные корзины, загромоздившие сцену».

Эксперт была в шоке от готических арок и пучков колонн в восточном гареме. Коричневые своды пиратского корабля и вовсе напомнили Кузнецовой «экскременты». Критика также поразил помост, на котором появилась главная героиня, и беспомощная сцена кораблекрушения. Он «превратил геометрию коды в хаос», уверена Кузнецова. Всё это вызвало у критика сочувствие не к героям, как предполагалось, «но к театру, потратившемуся на такое убожество». К слову, художника постановки Валерия Кочиашвили также номинировали на «Золотую маску».

Отдельно критик прошлась по игре актёров. Она похвалила игру номинированного на «Маску» Ивана Негробова (в роли Конрада). Кузнецова считает, что он станцевал на пределе возможностей, но без срывов. Но больше ей понравилась игра Максима Данилова в роли злодея Бирбанто. Эксперт назвала его «самым естественным и раскованным в этом многолюдном актерском спектакле, исполненном воронежцами с пиететом школяров, сдающих госэкзамен». При этом сильно досталось актрисам.

–  Духом застойно-советских времен веет и от манеры исполнения старинной хореографии. Задирания ног к ушам в Воронеже еще не вышли из моды, равно как и избыточные накручивания вращений — с риском не успеть в музыку или вовсе свалиться, что нередко проделывали обе исполнительницы главных женских партий, Марта Луцко (Медора) и «масочная» номинантка Елизавета Корнеева (Гюльнара), – отметила Татьяна Кузнецова. – Из двух артисток я бы все же предпочла первую: у Марты Луцко красивая стопа, эффектно выгнутая спина, в умелых руках партнера она крутит по 10 пируэтов, да и 32 фуэте сделала на пятачке сцены без единой помарки. Номинантка же немузыкальна, неповоротлива, она топорно мимирует и регулярно сбоит в мелкой технике (ни одного ронда с левой ноги девушка не исполнила).

Свой отзыв о постановке воронежцев известный балетный критик закончила в той же едкой тональности, которую, по её мнению, заслужил «Корсар».

– Нет, конечно, для воронежского театра этот «Корсар» — большое достижение и кассовый хит. Собственно, и в Москве зал был переполнен. Но хочется надеяться, что в следующие — уже не ознаменованные юбилеем Петипа — сезоны постановки классических балетов регионального значения не будут зачисляться в ранг национальных побед, несмотря на политику децентрализации, последовательно проводимую «Маской», – выразила пожелание Татьяна Кузнецова.

Такой отзыв в контексте недавнего скандала со сносом Воронежского театра оперы и балета смотрится интересно. Воронежцы подняли панику и назвали «позором» новость о возможном сносе здания театра на площади Ленина. Снести театр и построить на его месте новый властям порекомендовали члены общественного совета при департаменте культуры – такое сообщение появилось на сайте ведомства 6 февраля.

Общественники пояснили – здание обветшало без капремонта, а труппе и персоналу не хватает площадей. Когда на инициативу общественного совета с критикой обрушились краеведы и горожане, сообщение удалили, а потом опубликовали в исправленном виде – без упоминания о сносе, только с рекомендацией сохранить классические архитектурные формы для нового театра. Петицию с призывом спасти здание уже подписали почти 7 тыс. человек. Создатели петиции, активисты реготделения общественной организации «Город и транспорт», направили её как официальное обращение мэру Воронежа и губернатору.

Скандал завершился через неделю заявлением губернатора Александра Гусева, который сообщил, что сносить театр оперы и балета не планируется. Несмотря на износ здания, оно может стать второй сценической площадкой для оперной и балетной трупп или использоваться как музей. Для театра планируется построить новое здание, рассказал глава региона.

Ещё по теме

Читайте также