Учёные объяснили, почему зловоние накрывает Воронеж по утрам
Заниматься спортом в ранние часы из-за тошнотворного запаха категорически не рекомендуется.
Художник Сергей Белозеров достаточно творчески переработал герб Воронежа. Актуально, не правда ли?
Вонь в Воронеже, похоже, вывела из равновесия даже губернатора. Александр Гусев на прошлой неделе поехал на очистные сооружения разбираться, чем это так пахнет, и когда это закончится.
Очистные сооружения принимают стоки со всего левого берега Воронежа, плюс – ещё индустриального парка Масловский. В сутки это около 70 тыс. кубометров стоков, а могут принять, уверяет руководство, более 200. Тем не менее, оборудование время от времени работает со сбоями. Из-за этого на иловые карты попадает не до конца очищенный и переработанный осадок. Запах разносится в радиусе минимум 10 км.
Причина, которую называют на Левобережных очистных – залповые сборы промышленных стоков без очистки, которые время от времени попадают на ЛОС. Источник, рассказывают на предприятии, неизвестные перевозчики ночами сливают в канализационные колодцы РВК некую химию, которая убивает активный ил. Ночных отравителей структуры, близкие к ЛОС, выслеживают, но остановить, уверяют, не могут – не имеют права.
Вредных выбросов за последний год стало в разы больше, рассказывают на очистных сооружениях. Они нарисовали график содержания токсичных веществ в стоках, которые поступают на очистку. До лета 2018 года на графиках изредка заметны небольшие пики, а вот с середины прошлого года вредных веществ стало в разы больше. В некоторых случаях, превышение предельно допустимых значений наблюдалось в 26 раз. В 2019 картина та же.
Из-за этого в аэротенках гибнет активный ил, который должен перерабатывать грязную воду. В идеальном состоянии бактерий около 40 видов. Когда на очистные сооружения попадают токсичные стоки, бактерии гибнут и уже ничего не перерабатывают. Пробы отбирают несколько раз в день. В некоторых – живых бактерий нет совсем. В лаборатории рассказывают, что илу уже сделали так называемые ясли, где адаптируют микроорганизмы к токсичной среде, в аэротенки добавляют препарат для оживления ила и другой, на основе извести, для стабилизации брожения осадка. Помогает пока слабо – чувствует весь город.
И это довольно странно, если верить учёным, вонь с Левобережных очистных сооружений имеет право распространяться в радиусе 10 км, то есть, в зависимости от направления ветра, в зону зловония попадает Масловка, Ленинский проспект, площадь Ленина, часть Юго-Западного района, до Северного вонь, теоретически, добраться не должна, но, видимо, добирается.
И кстати, важная информация для поклонников здорового образа жизни – бегать по утрам там, где ощущается тошнотворный запах, категорически не рекомендуется.
– Малооблачная погода, а антициклон способствует в ночное время скоплению загрязняющих веществ у поверхности земли. В течение дня с прогревом, когда прогрев начинается, вот эти загрязняющие вещества рассеиваются по вертикали. А в ночное время за счёт охлаждения происходит оседание воздуха вдоль поверхности земли. Поэтому люди и ощущают концентрацию запаха в утреннее время, – пояснил заведующий кафедрой природопользования ВГУ Леонид Акимов.
После совещания на очистных сооружениях, глава региона сделал более чем громкое заявление.
– Заменить собственника. Почему бы нет, если эти люди не способны или не хотят, значит, будем поддавливать их проверками, штрафами, просто вынуждать, чтобы они отказались от этого объекта, либо продав его кому-то, либо уступив бесплатно. Отжимать в пользу государства, муниципалитета, не знаю, насколько это правильно. И найти сюда людей, которые будут понимать сложность задачи и как эти задачи решать, – заявил губернатор Воронежской области Александр Гусев.