< >

На 50 километров быстрее. Как кольцевая автодорога изменит Воронеж

Магистраль планируется запустить, ориентировочно, в 2026 году.

Вести Воронеж 23902
На 50 километров быстрее. Как кольцевая автодорога изменит Воронеж

Воронежские власти разработали концепцию развития транспортной сети города на ближайшие годы. Основным инфраструктурным проектом в ближайшее десятилетие станет строительство кольцевой автодороги (КАД) вокруг города. Новые магистрали, развязки и мосты позволят снизить нагрузку на дороги внутри города, уменьшить количество пробок и сократить время, которое проводят в пути горожане. Ожидается, что кольцевую запустят в 2025-2027 годах.

Что будет представлять из себя кольцевая дорога

Кольцевая будет включать в себя как существующие магистрали и их отрезки, так и вновь построенные дороги и инженерные сооружения – развязки и мосты. Протяженность КАД, по оценке сопредседателя регионального отделения общественной организации «Город и транспорт» Юрия Новикова, составит 48,5 км. Она будет состоять из двух полуколец – вокруг правобережной и левобережной частей города. В единое целое кольцевую автодорогу на завершающем этапе строительства замкнут два новых моста – Южный и второй Северный.

Кольцевая дорога пройдет по улице Антонова-Овсеенко, дублеру улицы Ломоносова, через Нагорную дубраву, по Новому Северному мосту с выходом на существующую развязку с М-4, по трассе «Дон», улице Ильюшина, Южному мосту и новым магистралям, которые планируется проложить мимо аэродрома «Балтимор».

Почему она необходима городу

Темпы автомобилизации, ускоряющиеся с 90-х годов, сегодня пришли в противоречие с улично-дорожной сетью, которая проектировалась под существенно меньшее количество автомобилей. В Воронеже на каждую тысячу жителей приходится более 300 машин. А активное жилищное строительство на окраинах города и за его пределами без строительства новых магистралей и дублеров уже существующих дорог привело к тому, что в часы пик в городе образуются транспортные пробки.

С учетом продолжающегося развития городских территорий нагрузка на улично-дорожную сеть возрастет еще сильнее, отметили в сентябре на совещании в правительстве региона. Увеличение ее пропускной способности за счет увеличения количества полос движения малоэффективно, а на некоторых улицах технически невозможно из-за плотности застройки, отметили эксперты. Единственным решением, которое позволит снизить автомобильную нагрузку на основные магистрали, является строительство дублеров и создание кольцевой автомобильной дороги вокруг города, решили на совещании.


По словам и.о. руководителя управления дорожного хозяйства мэрии Олега Котова, строительство такой магистрали позволит вывести из города весь транзитный транспорт, снизить интенсивность транспортных потоков внутри города и даст воронежцам возможность быстро добираться до любой точки города, минуя загруженные внутренние магистрали. На какой именно эффект от строительства кольцевой дороги могут рассчитывать горожане, Олег Котов сказать затруднился. Конкретные цифры можно будет назвать только на стадии проектирования участков КАД. Проектировщики учтут не только параметры будущих магистралей, но и темпы роста числа автомобилей в городе и эффект от запуска системы платных стоянок.

Как рассказал руководитель департамента транспорта и автодорог Воронежской области Максим Оськин, строительство кольцевой автодороги позволит интегрировать в мегаполис новые микрорайоны, такие как Отрадное и Шилово.

Когда построят КАД

Строительство кольцевой дороги пройдет в три этапа, на каждом из которых будет вестись реконструкция и модернизация как отрезков существующей улично-дорожной сети, так и создание новых. По словам Олега Котова, в 2017 году планируется выставить на аукционы работы по проектированию первостепенных объектов начального этапа работ, а в 2018 году получить готовые проекты. Точного графика работ по строительству дороги пока нет. По оценке Максима Оськина, формирование КАД займет не менее восьми лет и завершится, ориентировочно, в 2025-2027 годах.

На первом этапе работ планируется построить транспортную развязку на улице Остужева, путепровод через железнодорожные пути на улице Циолковского и дублер Московского проспекта. На втором этапе проложат новые дороги, которые обеспечат развитие микрорайона Шилово, а также построят дублер улицы Ломоносова. На третьем – возведут два новых моста, Южный и еще один Северный.

Сколько будут стоить работы

Стоимость работ, по словам Олега Котова, может составить более 34 млрд рублей. Большую часть этих средств вложит федеральных бюджет. Часть объектов планируется построить на средства инвесторов.

Самые крупные объекты КАД

Остужевская развязка

Самым крупным объектом первого этапа работ станет Остужевская развязка. Ее спроектировали еще в 2013 году, но средств на реализацию так и не нашли. Стоимость работ по возведению развязки дважды переоценивали, она увеличилась с 3,4 млрд рублей до 4,4 млрд. В 2017 году Минтранс вынес вопрос финансирования строительства развязки на рассмотрение правительственной комиссии. Согласно проекту, развязка предусматривает наличие виадука и надземного пешеходного перехода, а пересечение улицы Остужева с Ленинским проспектом должны быть «разведены в разные плоскости».

Дублер Московского проспекта

В число первых и наименее затратных, но принципиально важных для города объектов, которые войдут в состав КАД, включили дублер Московского проспекта. Магистраль пройдет по существующей транспортной сети – улицам 60 Армии, Лизюкова, Хользунова, с выходом на Солнечную, проспект Труда, 9 Января, Свободы и Кольцовскую, рассказал Олег Котов. На последнем этапе формирования дублера построят отрезок дороги, соединяющий улицы Антонова-Овсеенко и Владимира Невского. Работы планируется завершить уже в 2019 году.

Дублер улицы Ломоносова

Эта магистраль пройдет через Нагорную дубраву. Без продолжения дороги через особо охраняемую природную территорию (ООПТ) реализация этого проекта не имеет смысла, уверен Олег Котов. Проект строительства магистрали через Нагорную дубраву уже представляли в сентябре 2012 года. Дорога длиной 2,5 км должна была соединить Московский проспект и улицу Ломоносова в том месте, где она стыкуется с улицей Тимирязева, это позволило бы транспорту попадать с Ломоносова сразу на улицу Антонова-Овсеенко. Однако от строительства магистрали отказались перед выборами мэра в 2013 году из-за протестов горожан, вышедших на защиту заповедного леса.

Сейчас к планам вернулись.

- Другой альтернативы обхода застроенных территорий в этом месте не существует в принципе. Строительство этого отрезка кольцевой магистрали позволит обеспечить выход на набережную Массалитинова через улицу Максима Горького, а дальнейшее возведение второго Северного моста позволит замкнуть вокруг города полное транспортное кольцо. Чтобы строительство в ООПТ стало возможным, предстоит провести серьезную работу на уровне правительства, возможно, это будет по выделение коридора под строительства. Изменение границ этой территории в любом случае понадобится, - рассказал Олег Котов.

Два новых моста

На третьем этапе работ через Воронежское водохранилище построят два новых моста – Южный и второй Северный. Южный построят между Вогресовским мостом и Левобережными очистными сооружениями, как и запланировано в Генплане, новый Северный – в районе существующего железнодорожного моста через водохранилище. Они позволят замкнуть в единое транспортное кольцо уже существующие, реконструированные и новые магистрали. По словам Олега Котова, ожидается, что финансирование большей части работ по строительству кольцевой дороги возьмет на себя федеральный бюджет. При этом строительство мостов, вероятнее всего, будет вестись на принципах государственно-частного партнерства. Получить из федеральной казны средства на выполнение всего объема работ маловероятно, уточнил Олег Котов. Чтобы возместить расходы, концессионер будет взимать плату за проезд по мостам.

- У горожан будет возможность выбора – быстро и безопасно добраться до нужного пункта по кольцевой дороге с платными мостами или бесплатно по загруженным магистралям в черте города, - отметил Олег Котов.

Независимое мнение

Юрий Новиков считает, что проект строительства КАД в таком виде, в котором его представили, нереализуем.

- Никто не разрешит строить никаких кольцевых дорог вблизи военного аэродрома. На «Балтиморе» заканчивается реконструкция, и он никуда «съезжать» не собирается. Еще момент - военные практически точно не согласуют строительство на глиссаде никаких мостов. Кроме того, проект затрагивает Нагорную дубраву и частный сектор в Отрожке. Если закон о реновации не распространят на другие города кроме Москвы, совершенно точно можно сказать, что власти не смогут выкупить такой объем жилья под снос никогда. Отдельную оторопь вызывает трассировка левобережного съезда с предполагаемого Южного моста прямо по устью реки Песчанки и золоотвалу Левобережной ТЭЦ, которая также никуда «съезжать» не планирует, - говорит Юрий Новиков.

По мнению эксперта, проект нуждается в значительных уточнениях и корректировках трасс. При этом необходимость строительства его южной части не вызывает ни малейших сомнений. Вопрос лишь в том, что необходимо с одной стороны грамотно обойти «Балтимор», с другой стороны - интегрировать Южный радиус с курским направлением трассы А-144. Это весьма и весьма небанальная задача, говорит Юрий Новиков.

По его мнению, нет необходимости и в строительстве участка «Нагорная дубрава - Северный мост».

- Дорога уже построена - это трасса М-4, и я не вижу ни малейшей необходимости строить ей дублер через городские кварталы. Также «Город и транспорт» выступает категорически против любого дорожного строительства на набережных. Транспортные проблемы города не должны решаться путем превращения набережных - самых ценных рекреационных зон - в автомагистрали. Города существуют для людей, а не для движения транзитного потока машин, - уверен Юрий Новиков.

Елена Гончарова

Читайте также