Умеют только отстреливать. Почему воронежцев оставили без защиты от бродячих собак
Люди всё чаще жалуются на агрессивных бездомных псов.
Член экспертного совета по правам человека Воронежской области Анна Воронина рассказала о нежелании муниципальных властей решать вопрос с агрессивными животными. Все полномочия для этого у них есть.
Напомним, на прошлой неделе в пригороде Воронежа – посёлках Отрадное и Репное – собака породы алабай терроризировала местных жителей. По их словам, в течение двух дней пёс напал на нескольких человек. Когда люди обратились за помощью в полицию и органы местного самоуправления, и те, и другие ответили, что не уполномочены принять какие-либо меры в отношении агрессивного животного.
Назревавший конфликт разрешили зоозащитники. Они отловили пса и поместили его в свой приют. Но решение проблемы это частное, не системное. Де-факто же, люди оказались брошены в критической ситуации.
«Есть все полномочия»
– Анна, расскажите, как получилось, что безнадзорные животные оказались вне чьих-либо полномочий – в правовом вакууме, а люди – брошены без какой-либо помощи? Повторись подобная ситуация, не факт, что у неё будет такой относительно благополучный исход.
С точки зрения нормативного регулирования, на законодательном уровне есть всё, достаточно чётко и давно – в случае обнаружения животного без владельца, надо просигнализировать в органы местного самоуправления (МСУ) и в полицию, что люди и сделали. Так прописано в части первой Гражданского кодекса РФ (ГК) ещё с 1994 года. Органы МСУ и полиция должны принять меры, в том числе через создаваемую службу, которая занимается безнадзорными животными. Но, как всегда, нормы закона у нас не подкреплены никакими подзаконными актами.
Здесь надо подчеркнуть, что ситуация на территории субъектов федерации разная. Есть субъекты и муниципальные образования, где эта норма ГК вполне действует и давно. Например, во многих регионах животными без владельца в какой-либо критической ситуации занимаются структуры МЧС или же специально созданные для этого службы. Но это практика отдельных субъектов федерации. У нас такого нет, и это вопрос к нашим органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В ситуациях, подобных той, что произошла в Отрадном, люди должны потребовать создания службы по работе с безнадзорными животными. Ведь полномочия в отношении безнадзорных животных есть. И они прописаны не только в Гражданском кодексе РФ, но и в 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления».
Меня очень смущает ситуация, когда органы МСУ характеризуют вопрос о безнадзорных животных как «очень острый и конфликтный, у нас столько заявок от жителей», и тут же заявляют – а у нас нет полномочий. Это неправда.
– Вероятно, они испугались предпринимать какие-либо действия в связи с тем, что утратил силу областной закон о безнадзорных животных, который допускал отстрел? А других инструментов у них и нет...
Это большое лукавство. Во-первых, полномочия по деятельности с безнадзорными животными как у органов местного самоуправления, так и у региональной власти, есть примерно с 2015 года (по 131-му ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», по 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»), т.е. уже почти 5 лет. Это – федеральные законы прямого действия.
Во-вторых, да, у нас был закон «О безнадзорных животных на территории Воронежской области», который утратил силу в июле этого года. Плюс закон о передаче полномочий органам местного самоуправления по одному мероприятию – отлов, стерилизация, вакцинация и возврат животных на место обитания. Только одно мероприятие, на которое выделялись субвенции из областного бюджета. А другие мероприятия?
В-третьих, почему управление ветеринарии – уполномоченный орган на уровне субъекта по данному вопросу, зная о предстоящей отмене областного закона, не позаботилось об определении структур и механизмов в отношении безнадзорных животных, о взаимодействии с органами местного самоуправления.
Да, этим теперь манипулируют органы местного самоуправления, говоря, что у них нет полномочий. Но, как я уже сказала, по 131-му ФЗ у них есть все полномочия, которые необходимы для осуществления действий с безнадзорными животными. Есть они также и по 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными», который определяет, в том числе, обращение с безнадзорными животными.
И ещё – очень важно. Этот закон (498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными») десять лет обсуждался в Госдуме РФ, все видели текст проекта, все о нем знали. И принят он был в ноябре 2018-го – почти год назад. За это время изменения в бюджеты различных уровней вносились больше десятка раз, но никто не обеспокоился тем, что закон-то надо будет реализовывать. Фонтанчики, салют, праздники – это всё пожалуйста. Но давайте определимся в приоритетах. Если вопрос безнадзорных животных стал для нас так страшно важен, так болезнен для общества, тогда это наш приоритет. Вопрос решаемый, но никто не хочет им заниматься.
– Какие у него перспективы? Областная дума уже вышла с каникул – должны последовать какие-то решения?
Хотим мы или не хотим, мы будем вынуждены решать проблему с безнадзорными животными. Вопрос только – как долго её можно откладывать. Если это важный для граждан вопрос, нужно принимать решения уже сегодня, на стадии формирования бюджетов на будущий год.
Мы внесли свои предложения – они основаны на том, что должна быть внедрена система комплексных мероприятий. Невозможно решить проблему за счёт какой-то одной меры – это должны быть и стерилизация с возвратом на место обитания, и передержка, и приюты, и специализированные службы, и ответственность и просвещение населения, и ограничения разведения. Это должна быть не только программа вынужденной стерилизации безнадзорных животных, но и программа добровольной льготной стерилизации домашних животных, с тем, чтобы сократить размножение, бесконечно пополняющее ряды уличных животных.
– Допустим, закон новый примут и даже определят уполномоченные органы, но всё равно денег на этот комплекс мер нет. Или что-то всё-таки будет в бюджете?
Управление ветеринарии направило заявку на создание пяти приютов, в том числе межмуниципальных. Но насколько они смогли её отстоять и, значит, будет ли она реализована – большой вопрос. Это отнюдь не сотни миллионов рублей, найти такие средства на решение вопроса, который считается болезненным, можно. И тогда за три года можно выровнять ситуацию с безнадзорными животными, а за 5 лет решить его.
Но пока получается, наши уполномоченные органы не смогут обеспечить рекомендации Правительства РФ, адресованные регионам и касающиеся обращения с животными без владельцев? Основное требование в документе – опять же, отлов такими способами, которые не приведут к увечьям, травмам или гибели.
Самая низкая готовность у нас в отношении пунктов временной передержки и приютов. Их просто нет. Но, опять-таки, надо понимать, что эти методические рекомендации не упали с неба. Они достаточно давно были сформированы Агентством стратегических инициатив на основе лучшей практики органов государственной власти в регионах в сфере обращения с животными и рассылались субъектам в качестве стандарта по данному вопросу. Возможность подготовить базу для исполнения закона была.
Добавлю, что наш уполномоченный орган – управление ветеринарии – в ряде муниципальных районов пока не обеспечивает даже вполне стандартных потребностей населения – например, услуг по стерилизации животных, практически отсутствуют возможности лабораторных исследований. Много вопросов к качеству, доступности ветуслуг и квалификации кадров.
Нужна специальная служба
– Но в той ситуации, которая есть, что можно сделать по горячим следам?
Так как приют за месяц мы не построим, должны быть определён уполномоченный орган и создана служба, которая занималась бы животными без владельца. У неё должны быть чёткие алгоритмы/инструкции действий в различных ситуациях: агрессивное животное на улице, потерявшееся животное, бездомные стаи, дикий зверь, экзотическое животное и т.д. Если у нас есть на это запрос и уполномоченный орган, варианты решения можно найти.
– В чьём ведении должна быть эта служба?
Логичнее всего – органов местного самоуправления. Они наиболее близки к населению, знают потребности людей на местах, количество барьеров у них меньше.
– Вы озвучивали это предложение кому-либо?
Конечно. И ещё – нужно понимать, что пока все предпочитают умерщвление животных как быстрый способ реагирования на заявки населения, количество животных на улицах никогда не уменьшится. Оно будет только расти. Как растёт безответственность людей в отношении животных.
Мы должны понимать, что не выброшенные животные, а бездействие власти и безответственность людей приводят к плачевным результатам.