3 °C
70.41   $ 63.89

Умеют только отстреливать. Почему воронежцев оставили без защиты от бродячих собак

Люди всё чаще жалуются на агрессивных бездомных псов.

Евгения Инютина 2174

Член экспертного совета по правам человека Воронежской области Анна Воронина рассказала о нежелании муниципальных властей решать вопрос с агрессивными животными. Все полномочия для этого у них есть.

Напомним, на прошлой неделе в пригороде Воронежа – посёлках Отрадное и Репное – собака породы алабай терроризировала местных жителей. По их словам, в течение двух дней пёс напал на нескольких человек. Когда люди обратились за помощью в полицию и органы местного самоуправления, и те, и другие ответили, что не уполномочены принять какие-либо меры в отношении агрессивного животного.

Назревавший конфликт разрешили зоозащитники. Они отловили пса и поместили его в свой приют. Но решение проблемы это частное, не системное. Де-факто же, люди оказались брошены в критической ситуации.

«Есть все полномочия»

– Анна, расскажите, как получилось, что безнадзорные животные оказались вне чьих-либо полномочий – в правовом вакууме, а люди – брошены без какой-либо помощи? Повторись подобная ситуация, не факт, что у неё будет такой относительно благополучный исход.

С точки зрения нормативного регулирования, на законодательном уровне есть всё, достаточно чётко и давно – в случае обнаружения животного без владельца, надо просигнализировать в органы местного самоуправления (МСУ) и в полицию, что люди и сделали. Так прописано в части первой Гражданского кодекса РФ (ГК) ещё с 1994 года. Органы МСУ и полиция должны принять меры, в том числе через создаваемую службу, которая занимается безнадзорными животными. Но, как всегда, нормы закона у нас не подкреплены никакими подзаконными актами.

Здесь надо подчеркнуть, что ситуация на территории субъектов федерации разная. Есть субъекты и муниципальные образования, где эта норма ГК вполне действует и давно. Например, во многих регионах животными без владельца в какой-либо критической ситуации занимаются структуры МЧС или же специально созданные для этого службы. Но это практика отдельных субъектов федерации. У нас такого нет, и это вопрос к нашим органам государственной власти и органам местного самоуправления.

В ситуациях, подобных той, что произошла в Отрадном, люди должны потребовать создания службы по работе с безнадзорными животными. Ведь полномочия в отношении безнадзорных животных есть. И они прописаны не только в Гражданском кодексе РФ, но и в 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления».

Меня очень смущает ситуация, когда органы МСУ характеризуют вопрос о безнадзорных животных как «очень острый и конфликтный, у нас столько заявок от жителей», и тут же заявляют – а у нас нет полномочий. Это неправда.

– Вероятно, они испугались предпринимать какие-либо действия в связи с тем, что утратил силу областной закон о безнадзорных животных, который допускал отстрел? А других инструментов у них и нет...

Это большое лукавство. Во-первых, полномочия по деятельности с безнадзорными животными как у органов местного самоуправления, так и у региональной власти, есть примерно с 2015 года (по 131-му ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», по 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»), т.е. уже почти 5 лет. Это – федеральные законы прямого действия.

Во-вторых, да, у нас был закон «О безнадзорных животных на территории Воронежской области», который утратил силу в июле этого года. Плюс закон о передаче полномочий органам местного самоуправления по одному мероприятию – отлов, стерилизация, вакцинация и возврат животных на место обитания. Только одно мероприятие, на которое выделялись субвенции из областного бюджета. А другие мероприятия?

В-третьих, почему управление ветеринарии – уполномоченный орган на уровне субъекта по данному вопросу, зная о предстоящей отмене областного закона, не позаботилось об определении структур и механизмов в отношении безнадзорных животных, о взаимодействии с органами местного самоуправления.

Да, этим теперь манипулируют органы местного самоуправления, говоря, что у них нет полномочий. Но, как я уже сказала, по 131-му ФЗ у них есть все полномочия, которые необходимы для осуществления действий с безнадзорными животными. Есть они также и по 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными», который определяет, в том числе, обращение с безнадзорными животными.

И ещё – очень важно. Этот закон (498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными») десять лет обсуждался в Госдуме РФ, все видели текст проекта, все о нем знали. И принят он был в ноябре 2018-го – почти год назад. За это время изменения в бюджеты различных уровней вносились больше десятка раз, но никто не обеспокоился тем, что закон-то надо будет реализовывать. Фонтанчики, салют, праздники – это всё пожалуйста. Но давайте определимся в приоритетах. Если вопрос безнадзорных животных стал для нас так страшно важен, так болезнен для общества, тогда это наш приоритет. Вопрос решаемый, но никто не хочет им заниматься.

– Какие у него перспективы? Областная дума уже вышла с каникул – должны последовать какие-то решения?

Хотим мы или не хотим, мы будем вынуждены решать проблему с безнадзорными животными. Вопрос только – как долго её можно откладывать. Если это важный для граждан вопрос, нужно принимать решения уже сегодня, на стадии формирования бюджетов на будущий год.

Мы внесли свои предложения – они основаны на том, что должна быть внедрена система комплексных мероприятий. Невозможно решить проблему за счёт какой-то одной меры – это должны быть и стерилизация с возвратом на место обитания, и передержка, и приюты, и специализированные службы, и ответственность и просвещение населения, и ограничения разведения. Это должна быть не только программа вынужденной стерилизации безнадзорных животных, но и программа добровольной льготной стерилизации домашних животных, с тем, чтобы сократить размножение, бесконечно пополняющее ряды уличных животных.

– Допустим, закон новый примут и даже определят уполномоченные органы, но всё равно денег на этот комплекс мер нет. Или что-то всё-таки будет в бюджете?

Управление ветеринарии направило заявку на создание пяти приютов, в том числе межмуниципальных. Но насколько они смогли её отстоять и, значит, будет ли она реализована – большой вопрос. Это отнюдь не сотни миллионов рублей, найти такие средства на решение вопроса, который считается болезненным, можно. И тогда за три года можно выровнять ситуацию с безнадзорными животными, а за 5 лет решить его.

Но пока получается, наши уполномоченные органы не смогут обеспечить рекомендации Правительства РФ, адресованные регионам и касающиеся обращения с животными без владельцев? Основное требование в документе – опять же, отлов такими способами, которые не приведут к увечьям, травмам или гибели.

Самая низкая готовность у нас в отношении пунктов временной передержки и приютов. Их просто нет. Но, опять-таки, надо понимать, что эти методические рекомендации не упали с неба. Они достаточно давно были сформированы Агентством стратегических инициатив на основе лучшей практики органов государственной власти в регионах в сфере обращения с животными и рассылались субъектам в качестве стандарта по данному вопросу. Возможность подготовить базу для исполнения закона была.

Добавлю, что наш уполномоченный орган – управление ветеринарии – в ряде муниципальных районов пока не обеспечивает даже вполне стандартных потребностей населения – например, услуг по стерилизации животных, практически отсутствуют возможности лабораторных исследований. Много вопросов к качеству, доступности ветуслуг и квалификации кадров.

Нужна специальная служба

– Но в той ситуации, которая есть, что можно сделать по горячим следам?

Так как приют за месяц мы не построим, должны быть определён уполномоченный орган и создана служба, которая занималась бы животными без владельца. У неё должны быть чёткие алгоритмы/инструкции действий в различных ситуациях: агрессивное животное на улице, потерявшееся животное, бездомные стаи, дикий зверь, экзотическое животное и т.д. Если у нас есть на это запрос и уполномоченный орган, варианты решения можно найти.

– В чьём ведении должна быть эта служба?

Логичнее всего – органов местного самоуправления. Они наиболее близки к населению, знают потребности людей на местах, количество барьеров у них меньше.

– Вы озвучивали это предложение кому-либо?

Конечно. И ещё – нужно понимать, что пока все предпочитают умерщвление животных как быстрый способ реагирования на заявки населения, количество животных на улицах никогда не уменьшится. Оно будет только расти. Как растёт безответственность людей в отношении животных.

Мы должны понимать, что не выброшенные животные, а бездействие власти и безответственность людей приводят к плачевным результатам.

Ещё по теме

Читайте также