Трамвай и железнодорожная магистраль. Для воронежцев создадут новые виды транспорта
Разработчики генплана объяснили, почему Воронежу не нужно метро.
Более 100 тыс. человек, которые ежедневно добираются на работу и учёбу в Воронеж из пригорода с осени, вероятно, будут платить за проезд больше. Во всяком случае, об этом их уже предупреждают водители пригородных маршруток – ездить людям придётся с пересадкой, и не с одной.
Например, из новоусманского микрорайона «Южный», добраться можно будет только до торгового центра «Твой дом», дальше – на городском транспорте. Никаких официальных документов пока нет, но водителей уже проинструктировали.
– В конторе говорят, что ездить будем до Монтажного переулка. А правда или нет, неизвестно, – рассказал водитель маршрутки Александр Ушаков.
Пассажиры уверяют, что им уже даже новые тарифы назвали. До окраины города – 35 рублей, а дальше – в маршрутке по Воронежу.
– Это очень накладно, нам туда-обратно, а большинство работает в городе. И студенты плюс, – призналась пассажирка Елена Мышкина.
Причину грядущих перемен в среду, 3 июля, озвучил первый заместитель мэра Сергей Петрин – иногородних попросят удалиться с улиц Воронежа согласно новой схеме организации дорожного движения.
Её рабочий вариант уже передали чиновникам мэрии на обсуждение со специалистами и общественностью, и чиновники обещают поделиться деталями, как только «сочтут нужным». Пока известно, что для маршруток из пригорода сделают 7 пересадочных узлов, откуда пассажирам предстоит добираться на городском транспорте.
– Межмуниципальные маршруты подвозят к каким-то точкам, где будут саккумулированы транспортно-пересадочные узлы, дальше – пользуются городскими маршрутами, – заявил первый заместитель главы администрации Воронежа Сергей Петрин.
Тремя из семи пересадочных узлов станут городские автовокзалы. Например, на центральный будет, предположительно, прибывать транспорт из Рамонского района и ближайших пригородов. На Южный – из Хохольского и Нижнедевицкого районов. На Левобережный, возможно, из Верхнехавского и Новоусманского. Тем, кто доедет до автовокзалов ещё крупно повезёт. Ещё четыре пересадочных узла будут на окраинах Воронежа, где это будет позволять организация дорожного движения. Предположительно, одним из них станет кольцо на Антонова-Овсеенко – для жителей Семилук, которым придётся добираться с пересадками.
Надо сказать, что жителям пригорода не повезло дважды – стоимость проезда в маршрутках из области выросла в конце июня почти на 5%, и теперь километр стоит 2 рубля 30 копеек. Посчитаем, во сколько обойдётся путь условного студента Технического университета Валеры из Новой Усмани на занятия в альма-матер.
Утром молодой человек сможет добраться до Монтажного проезда за 35 рублей. Там он должен пересесть на маршрутку, которая в принципе вывезет парня с левого берега в центр. Будем считать, что проезд в ней по-прежнему стоит 17 рублей. В центре Валера должен пересесть на другой транспорт, чтобы добраться уже на Московский проспект на учебу – ещё 17 рублей. Итого, 69 рублей. Почти 140 рублей в день – стипендии Валере не хватит даже на дорогу.
Но не стоит забывать, что проезд в воронежских маршрутках осенью тоже подорожает, а на сколько, пока неизвестно. Чиновники областного правительства взяли паузу до сентября – изучают расчёты перевозчиков, которые представили их в трёх ценовых вариантах. Максимальный из них – 23 рубля. Но это планы только на 2019.
– Сейчас у нас есть несколько вариантов повышения тарифов, исходя из тех обязательство, которые будут брать на себя перевозчики. И повышение тарифов может быть и в этом году, и в следующем, как у нас повышаются тарифы на любые другие услуги, – сообщил руководитель управления по регулированию тарифов Воронежской области Евгений Бажанов.
Надо отметить, что услуги ЖКХ в Воронеже в плане стоимости не подкачали – наш город вошёл в шорт-лист Росстата как областной центр с самыми высокими тарифами. Мы на почётном 9 месте. Дороже всего вода, свет, газ, лифт и вывоз мусора обходятся, конечно, москвичам. На втором месте со значительной разницей Екатеринбург. Чуть меньше за коммунальные услуги платят в Нижнем Новгороде.
Так себе, конечно, гордость. Особенно учитывая, что коммунальные услуги ещё больше повысились, и с 1 августа нам опять предстоит удивиться цифрам в платёжках.
Между тем, в мэрии обещают, что новая схема организации движения будет гораздо удобнее существующей, например, постараются исключить дублирование маршрутов и соответственно – скученность транспорта на остановках в центре, зато намерены добавить его на удаленных направлениях, чтобы жители, например, Шилово, не утрамбовывались в один ПАЗик, а ехали с комфортом, может быть, даже сидя.
Будет в новой схеме и легкорельсовый транспорт, вероятно, трамвай. За этот вид транспорта голосуют и разработчики нового генплана Воронежа – его концепцию на этой обсуждали в доме архитектора с воронежцами. Такая практика, рассказывают – первая в России. И горожан зовут в соавторы проекта, предложения, которые они высказали, учтут при разработке.
– Наше мнение, что население – это главный заказчик города. Несмотря на то, что наш заказчик – архитектура города. Но ведь пользоваться городом будет более миллиона жителей, им не безразлично, как он будет выглядеть, а нам небезразлично, как они его видят. У города Воронежа славного есть такие фундаментальные проблемы, которые 20 лет не хватит, чтобы решить. Разработки 60-50-х годов генплана в центр города, в самое ядро, разместили самую грязную промышленность. Когда сейчас поменялась стратегия, центр города самый дорогой по земле, самый доступный по транспорту, он становится недоступным, не самым экологичным и так далее, мы должны город вывернуть буквально, достать его сердцевину и заменить на другую, – заместитель гендиректора Института генплана Москвы Александр Колонтай.
Разработчики генплана обозначили и зоны так называемого ржавого пояса – территории трансформации. В первую очередь, это не работающие промышленные предприятия, например, ВЭКС. Там, по мнению проектировщиков, необходимо создавать новые общественно-деловые зоны и строить дома. К территориям, нуждающимся в трансформации, относится и довольно обширный частный сектор в Коминтерновском, Советском районах и на левом берегу.
– Он монофункционален, там нет общественных функций, зачастую не хватает социальной инфраструктуры, есть проблема с транспортом, с шириной дорог. Вопрос не решается с наскока, мы в генплане будем прорабатывать варианты по трансформации частного сектора, возможно, в кварталы малоэтажной застройки, но это не будет, конечно, директивным решением. Это должно быть не более 3-5 этажей, должна быть обеспечена проницаемость территории, обеспеченность транспортом, социально инфраструктурой, чтобы не создать в центральной части города какие-то дисбалансы по проживающим. Те же самые гетто из многоэтажной застройки, этого ни в коем случае допустить нельзя, – отметил главный инженер проекта института генплана Москвы Захар Шуклин.
Основные тезисы можно обозначить так – город должен перестать расти вширь. И высотность зданий в одном квартале должна быть сбалансированной, например, частный сектор не должен точечно застраиваться высотками.
Что касается транспортной системы, в планировочной структуре обозначен предполагаемый маршрут трамвая – сеть получается довольно разветвленной и затронет все районы. Плюс – по краю левого берега – высокоскоростная железнодорожная магистраль. А вот идею строительства метро разработчики генплана считают не самой лучшей, хоть её и просчитывают.
– Метро в российских городах кроме Москвы и Санкт-Петербурга мало где показало свою эффективность за счёт того, что большие инвестиции, город с трудом может их позволить, и делаются какие-то полумеры. Например, одна линия метро значительно менее эффективна, чем несколько линий трамвая. Кроме часов пик она не загружена, и это очень убыточное мероприятие для города и для бюджета, – пояснил главный инженер проекта института генплана Москвы Захар Шуклин.
Кроме маршрутов общественного транспорта разработчики предлагают новую распределительную магистраль, связывающую все районы правого берега и дополнительные два моста в районе железнодорожного в Отрожке и южнее плотины.
Окончательный вариант генплана, уже с учётом пожеланий и предложений воронежцев, подготовят к ноябрю этого года.