< >

«Безбожные пятилетки». Как сносили и восстанавливали храмы в советском Воронеже

Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».

Прошёл один из основных христианских праздников – Крещение. На купания в проруби решились тысячи воронежцев. В советское время, правда, такие масштабы представить было сложно. В разные периоды отношение к религии менялось кардинально. Церкви и храмы тогда – то сносили, то восстанавливали. Обо всём по порядку – расскажет корреспондент «Вести Воронеж» Регина Хартюнова.

А мы напоминаем, если увидели в сюжете себя, можете обратиться к нам. И архивные кадры мы предоставим бесплатно.

Огромные ямы и земляные холмы – строительные работы на территории тогда одного из крупнейших кладбищ Воронежа – Чугуновском. В 1959 году наш телецентр и вышка уже виднеются вдали, а журналисты снимают подрыв Вознесенской церкви. Правда, сам момент взрыва запечатлеть им запретили – в этот момент оператор опустил камеру. На кадрах лишь то, что было «до» и «после». Храм моментально превратился в руины.

Вознесенская церковь на Чугуновском кладбище стояла чуть левее нынешнего «Юбилейного». От того, что здесь раньше было, остались уже отреставрированная церковь Пророка Самуила, фрагмент ворот кладбища и несколько надгробных камней. В конце 50-х местные власти решили – спорткомплекс гораздо важнее храма. Кстати, именно это время считают одним из тяжелейших для религии после Великой Отечественной войны. В стране шла Хрущёвская антирелигиозная кампания.

Под разными предлогами только в Воронеже в советское время снесли больше половины и без того немногочисленных старинных храмов – 16. На их месте строили образовательные, культурные и спортивные учреждения. Некоторые же переоборудовали под производственные помещения.

К кладбищам тоже относились довольно жёстко – на Чугуновском, например, большую часть захоронений просто сравняли с землёй.

О том, кто здесь был похоронен, уже в 90-е вспоминал поэт Геннадий Лутков.

– Здесь похоронены несколько генералов, героев Великой Отечественной войны 1812 года, которые сломали сопротивление Наполеона. Здесь похоронены герои гражданской войны, знаменитые воины Богучарской дивизии. Здесь много похоронено и учёных, и писателей. Мы говорим о том, что Русь – святая, это действительно так. Но вместе с тем, наша страна – это же страна контрастов. И к памяти у нас порой относятся очень по-варварски, – рассказывал поэт Геннадий Лутков.

Впрочем, во время перестройки отношение к религии стало меняться. В 1985 году начали реконструировать Успенский Адмиралтейский храм – старейшее воронежское здание. Тогда центр города был больше похож на сельскую местность. А построенная ещё в конце 17 века церковь, к закату СССР еле сохранилась. Работы шли с трудом. В интервью журналисту Маргарите Харитоновой строители признавались, кооперативы не очень охотно продавали им материалы.

– Не привозят раствор. Или мы заказываем известковый, а привозят цементный. Вчера привезли раствор, который нам не нужен, запрещено им работать. Мы пришли сюда делом заниматься. Будет у нас всё, мы будем работать, и будет стройка продвигаться. Тут ещё много нет несогласованности в работе. В чертежах нет размеров конкретных. Мы вот работаем, а сами точно не знаем, что делаем, – рассказывали тогда рабочие.

Но настоящий переломный момент произошёл, когда по всей стране стали праздновать тысячелетие крещения Руси. В 1988 году в Воронеже в честь это встречали иностранных гостей – представителей религиозных конфессий со всего мира.

В это время на территории Воронежа действовали лишь три храма – и это на 800 тыс. городских жителей. Впрочем, количество верующих, говорят, несмотря на советскую политику во все времена было довольно большим. Особенно их число выросло во время Великой Отечественной войны – и это сразу после двух «безбожных пятилеток».

– В годы Великой Отечественной войны на оккупированных территориях немцы разрешали возобновлять богослужения и создавать общины. Поэтому к моменту окончания Великой Отечественной на территории Воронежской области действовало уже 103 общины. То есть была потребность. И деятельность государства была скорее насильственной. Они подавляли то, что необходимо было для людей, – рассказывает проректор по научной и методической работе Воронежской духовной семинарии иерей Константин Рева.

Основное количество церквей в досоветское время располагалось за пределами Воронежа – населения в сельской местности было в разы больше. Тогда на территории всей Воронежской губернии действовали более тысячи  храмов. За последние 30 лет восстановить удалось лишь половину.

Ещё по теме

Читайте также