Новоселья не будет. Почему Воронеж тормозит с программой расселения аварийных домов
Застройщики не спешат в кварталы послевоенной застройки.
Фото: Вести Воронеж
Воронежские строители не спешат развивать территории, застроенные аварийными домами. За 10 лет по муниципальной программе провели лишь десять аукционов по трети территорий. Причём часть из них признаны несостоявшимися.
Почему проект буксует, смотрите в сюжете корреспондента «Вести Воронеж».
В этом двухэтажном доме послевоенной постройки Марина Прыткова живет уже более 40 лет. Уют в квартире поддерживать всё сложней, а коммуникации вообще уже полностью изношены. Переезд пока только в мечтах.
– Конечно, хотела бы. Мне этот район надоел. Я бы отправилась хоть в Шилово, хоть в Сомово или в деревню, – уверяет жительница дома №40 по улице Жигулёвской Марина Прыткова.
По планам мэрии, расселить дом должны уже в 2020 году. Переезда ожидают и жители дома №39 на улице 9 января. Правда, говорят, об этом их еще не предупреждали.
– Нас они вот кормят: снесут, снесут. Но, понимаете, всё рушится. Эти дома не ухожены уже 30 лет. Ремонт делали в 1986 году. Я имею в виду ремонт на улице и в подъездах, – жалуется жительница дома №39 по улице 9 Января Нина Удотова.
Программа предполагает участие застройщиков. Они расселяют жильцов, а освободившиеся территории застраивают современным жильем и инфраструктурой. Однако бизнес берётся за это неохотно – невыгодно. Траты на расселение слишком большие, а прибыль долгое время неощутима. Деньги находятся на эскроу-счетах, то есть воспользоваться ими девелопер не может, пока дом не введут в эксплуатацию. Сложности возникают и из-за разногласий с собственниками квартир.
– Если при переселении стоимость квадратного метра рассчитывается как рыночная плюс убытки застройщика, связанные с переселением, то у собственника возникают подчас завышенные требования к предоставлению ему равнозначной жилплощади. То есть, он может попросить не одну квартиру, а две или большей площади. Сейчас законодательством это никак не регулируется, – пояснил заместитель гендиректора строительной компании по капитальному строительству Дмитрий Гладких.
Есть ещё одна проблема – подключение нового квартала к сетям энерго-, газо- и водоснабжения, которые часто на такое потребление не рассчитаны. По словам строителей, за их счёт ресурсоснабжающие компании пытаются проводить модернизацию сетей.
Непривлекательна для строителей программа ещё и потому, что технические условия на земельный участок они могут получить только после утверждения проекта планировки. Из-за этого не могут оценить затраты и риски. Вся процедура занимает более полугода.
–Программа реализуется не так хорошо, как хотелось бы. Но всё равно реализуется. И мы с вами все-таки привлекаем внебюджетные средства на расселение аварийных домов и не тратим на это другие бюджетные источники. С одной стороны, семь площадок и семь договоров – это мало. С другой стороны – не так уж мало. Всё достаточно сложно из-за непростой ситуации, которая складывалась на рынке в последнее время. Мы пережили несколько кризисов, – рассказал депутат гордумы Иван Кандыбин.
Как изменить ситуацию, в мэрии объяснить не смогли. Но напомнили ещё раз, что программа – важная и приоритетная. Однако о её важности для чиновников говорят цифры: за десять лет в Воронеже удалось расселить лишь 19 домов из 349 запланированных.