18 °C
71.75   $ 63.79
< >

Режим труда и отдых водителей. Воронежским перевозчикам придётся выйти из тени

Новый закон о лицензировании пассажирских перевозок вступает в силу с 1 марта.

Юлия Амелина 2421

8 человек – уже большая компания, возить такое число пассажиров теперь без лицензии нельзя. Об этом гласит новый закон о лицензировании пассажирских перевозок, документ вступает в силу с 1 марта. Причём оформление своего бизнеса водителям – «частникам» влетит в копеечку. Изменится ли что-то для тех, кто уже работает по лицензии, где можно получить документ, и сколько он будет стоить, и главное – отразятся ли нововведения на безопасности перевозок – об этом в программе «Факты».

Новые правила коснутся тех, кто занимается коммерческими развозами или перевозками для собственных нужд. Например, подвоз сотрудников к месту работы и обратно, или детей к месту учёбы. Заказные автобусы на свадьбы и межрегиональные трансферы тоже включены в список. Лицензия не нужна, если людей везут по дорогам необщего пользования, например, по закрытой территории предприятия. Разрешение не понадобится также пожарной охране, скорой медицинской помощи, аварийно-спасательным службам, военным автобусам и полиции.

Сейчас в Воронежской области работают более 500 перевозчиков, у которых есть лицензия. По подсчётам Ространснадзора тех, кто возит людей без должного разрешения – минимум столько же. Закон разработали в том числе, чтобы вывести их из тени.

– Он сам сидит за рулём, и вообще ничего не оформляет, не соблюдается режим труда и отдыха водителя. А мы вынуждены его соблюдать – у нас на автобусах работает по три водителя в настоящий момент, а это соответствующий фонд заработной платы и прочее. Поэтому мы ждём от этого нововведения, что будут последовательно не только оформляться, но и соблюдаться их исполнение, чтобы правила игры были едиными для всех, – рассказал генеральный директор компании-перевозчика Михаил Мануковский.

Сейчас на воронежском рынке лицензирования – затишье перед бурей. Все, кто хотел оформить лицензию, сделали это ещё в первые годы «обязаловки» для крупных перевозчиков, с 2012 по 2016 год – тогда в регионе оформили почти полтысячи разрешений. За последующие 2 года – всего 25 . А вот текущий год обещает сотрудникам Ространснадзора много работы – планируют, что придётся рассмотреть около 1000 заявлений. А соискателям лицензии, в свою очередь, надо подготовить пакет документов.

– Приказ о назначении работника ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, должна быть предоставлена копия свидетельства о регистрации права собственности на парковочные места, в которых предполагается стоянка транспортных средств, которые будет эксплуатировать лицензиат или соискатель лицензии. Должны предоставить уведомление о внесении транспортных средств в реестр категорированных объектов. начальник отдела лицензирования Юго-Восточного межрегионального Управления Ространснадзора Ольга Трухачёва.

Подать заявление можно лично, а также направив заказным письмом по почте. В электронном виде – через сайт госуслуг, обязательно с электронной подписью. Алгоритм регистрации через сайт госуслуг будет размещён под ссылкой «Лицензии, справки, аккредитации». Если в отправленных документах обнаружат ошибки, заявителя о них уведомят, на устранение недочётов даётся 1 месяц.

Возможно, огромного потока желающих вывести свой микробизнес на чистую воду будет не так уж и много. Дело в том, что получить разрешительный документ – это, во-первых, морока, которой раньше не было. К тому же лицензированных перевозчиков ждут постоянные проверки, им придётся создавать условия для соблюдения режима труда и отдыха водителей, содержать транспорт в исправном состоянии. Плюс – дополнительные расходы.

– Теперь на все транспортные средства необходимо ставить тахограф, сам тахограф стоит порядка 50 тыс. рублей. Плюс – необходимо страховать ответственность перевозчика. Если страхует малый и средний бизнес, там тариф на страхование будет порядка 50 тыс. рублей, – рассказал генеральный директор компании-перевозчика Михаил Мануковский.

Сама лицензия, разумеется, тоже будет не бесплатной. Для её получения нужно оплатить госпошлину. Тем, кто оформляет её впервые, документ обойдётся в 7,5 тыс. рублей и выдадут его в течение полутора месяца – после внеплановой проверки. Для тех, кто уже имеет лицензию, её всё равно надо будет обновить – только за меньшую сумму, за 3,5 тыс. рублей. И сделают быстрее – от 10 до 30 дней.

У тех, кто уже имеет лицензию, будет и более простой процесс получения лицензии, им собирать меньше документов. Кроме того, им разрешение предоставляется без проведения внеплановой проверки.

Всех, получивших документы, внесут в электронный реестр. И у водителя любого автобуса, разъезжающего по городу и за его пределами с пассажирами, могут проверить наличие лицензии. Предполагается, что позже власти разработают отдельный акт о проведения проверок в этой области. Пока что искать нарушителей будут по старинке.

– Операция «Автобус» – сотрудники ГИБДД совместно с сотрудниками Ространснадзора проводят рейды, выявляют перевозчиков, которые осуществляют незаконные перевозки, которые привлекаются к административной ответственности. В большинстве своём таких перевозчиков выявляют на междугородних маршрутах, и межмуниципальных маршрутах – обычно это частники, которые, имея свой микроавтобус, пытаются подзарабатывать, – пояснил председатель союза перевозчиков Воронежа Дмитрий Крутских.

Лицензию необходимо получить до лета – с июня 2019 года водителям-частникам без разрешения грозят штрафы. Для физлиц и должностных лиц – по 50 тыс. рублей. Если нарушитель – индивидуальный предприниматель, придётся раскошелиться на 100 тыс. Для юрлиц денежные санкции – в 4 раза больше, 400 тыс. рублей. Если водителей поймают второй раз – можно и вовсе лишиться автомобиля.

Конечно, многие специалисты сомневаются, что Ространснадзор и ГИБДД смогут выявить и наказать всех нарушителей с помощью нескольких рейдов. И предлагают, например, активно отслеживать их с помощью городских камер видеонаблюдения. К тому же новая система лицензирования, по мнению экспертов, поможет решить еще одну проблему – предрейсовых медосмотров водителей. Сейчас, говорят в межрегиональном союзе пассажиров, даже у многих официальных перевозчиков эта процедура фиктивная, у неофициальных – отсутствует вовсе.

– В отношении предрейсового осмотра водителей надо наконец идти по пути технического прогресса, и ускоренно вводить элементы телемедицины. Какие-то датчики с тем, чтобы можно было удалённо фиксировать основные параметры физического здоровья водителя – артериальное давление, пульс. Потому что сейчас это всё вырождается в большую фикцию, что якобы медосмотр был, а на самом деле водитель никуда не заезжал. Общественный совет при Минтрансе – мы там уже это обсуждаем, Минтранс хочет этого, но вот пока Минздрав на это не очень идёт, – сообщил председатель Межрегионального Союза Пассажиров Кирилл Янков.

Сейчас итогом халатного отношения к своей работе частных водителей и перевозчиков без лицензии стал очевидный рост ДТП с их участием. Так, по итогам прошлого года число таких аварий перевалило за 3 тысячи, в них пострадало почти 5 тыс. человек. Для сравнения – годом ранее ДТП было более 2600, и пострадавших – почти на 800 человек меньше.

По словам разработчиков нового закона, лицензирование всех видов перевозок соответствует не только требованиям российского законодательства, но и международной практике. Во всех странах Европы лицензируются не только пассажирские, но даже и грузовые перевозки. Сейчас проект положения о лицензировании заказных перевозок дорабатывают, его итоговый вариант появится в конце февраля. Посмотрим, насколько активно предприниматели будут выходить из тени.

Ещё по теме

Читайте также