< >

Голос России. Как воронежские мастера возродили уникальное ремесло отливки колоколов

Потомственный казак Валерий Анисимов решил заняться отливкой церковных колоколов 30 лет назад.

Голоса колоколов… Вслушайтесь в мудрую музыку веков. Как образен их язык. Здесь музыка торжества и печали, радости по новорожденному и грусти по усопшему. В звучании благовеста: совет и призыв, зов к долгу и милосердию.

Колокола, как и церкви – гордость России! Они освящались, наделялись душой. Как и у людей, у них была своя история, многострадальные судьбы. Когда в Угличе набат возвестил о гибели царевича Димитрия, колокол, по указу Бориса Годунова под конвоем повезли в Сибирь, вырвав язык.

Чего только не натерпелись они за свой голос! В начале прошлого века нашим доверчивым дедам от фабричных труб, сохи да винтовки указали – колокола – церковь. Дурман для народа. Стало быть, круши. Чего думать?

И лезли мужики на колокольни, тайком, перекрестясь, на всякий случай, швыряли колокола оземь. А те стонали, как смертельно раненый человек.

Прошли годы и колокол реабилитировали, с почестями и орудийным салютом возвратили назад. Бывает же такое!

Наши мастера одними из первых в России стали возрождать утраченную тайну рождения колокола. Их льют теперь в Воронеже, на крупном современном колокололитейном заводе.

Мастеру-литейщику Валерию Анисимову поручено изготовление колоколов для главного храма Вооруженных сил. Его строят в подмосковной Кубинке.

По своим размерам – 95 метров в высоту, собор войдёт в тройку самых больших православных храмов России – после храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Его возводят на добровольные пожертвования.


Полный комплект для храма, так называемый подбор, состоит из 18 колоколов. Со стороны подготовка к отливке колокола выглядят довольно буднично, хотя гул из огнедышащей печи, что называется, внушает трепет.

По традиции сплав меди и олова перемешивают сырым бревном. Когда же огненная лава тысячеградусного металла льется из печи в форму, стоящую в глубине бетонного колодца, дух захватывает, и не столько даже от самого зрелища, сколько от напряжения: ведь в этих минутах заключены порой длительные подготовительные работы.

– Это необычный заказ. И, сам храм по себе необычный. Продолжая традицию, которую мы начали, отливали большой    набор колоколов для морского собора в Крондштате, потом перекликается Воронеж – колыбель русского флота, Питер – Морской флот. Мы вписались в ту тему. И естественным логическим завершением будет отливка колоколов для военного храма, – рассказал директор колокололитейного завода «Вера» Валерий Анисимов.

Большой 4-тонник отольют в честь сухопутных войск. На нём будет изображена икона Александра Невского. Колокол в 3 тонны будет звонить во славу Военно-Морского Флота России. На нём отольют изображение Андрея Первозванного. Колокол в 8,5 тонн – общий для всей армии украсят иконами Богоматери и Георгия Победоносца, а также сюжетами великих битв Великой Отечественной войны. Колокол-благовест пока в работе. И нет сомнения в том, что и он совсем скоро станет вершиной творчества воронежских мастеров.

В активе завода «Вера» среди изготовленных колоколов есть такие уникальные изделия, как 35-тонный колокол для Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, 25-тонный – в Тобольске, большой 14-тонный колокол «Андрей», первый благовест Спасо-Преображенской Соловецкой звонницы.

– Это надо было спроектировать, форму сделать, отлить, обработать, доставить и повесить. К Празднику Победы 9 мая новые колокола должны звонить, – пояснил директор колокололитейного завода Валерий Анисимов.

30 лет назад, когда потомственный казак Валерий Анисимов решил заняться отливкой церковных колоколов, мало кто верил в реальность его начинания: слишком тернист и не изведан был путь к успеху.

Здесь такая традиция: во время отливки кампана оставлять монетку на удачу:

– Вся суть действа, когда лава поостынет, оставить монетку с орёликом, чтобы она осталась и не проваливалась. Память будет...

До сих пор предприятие Анисимова первое и единственное в России колокололитейное производство с полным технологическим циклом – от начала проектирования до отливки любых, в том числе супертяжелых колоколов.

Это модель будущего колокола весом в три тонны. Её делали три дня. Она из гипса. И здесь уже есть орнамент, то есть точно так будет выглядеть готовый колокол. Нанесением орнаментов занимались целую неделю. Очень трудоемкий и важный процесс.

– Этот колокол будет посвящён морскому флоту. На одной стороне – эмблема, а на другой – икона святого, – рассказал рабочий колокололитейного завода Максим Подорожный.

Воронежские колокола уникальны и по замыслу исполнения, и по оформлению – недаром их сравнивают с лучшими образцами работы старых мастеров братьев Самофаловых. Художники наносят на гипсовую форму восковые узоры. После отливки большой колокол обрабатывают шлифовальными машинами, удаляют остатки опоки, наводят глянец. Совсем скоро работа воронежских колокололитейщиков отправится в Подмосковье. Подбор получился праздничным.

– Вся страна собирает на военный храм. Кто деньги, кто жертвует материалом. Мы решили не оставаться в стороне, сделать этот набор. И он запомнится, если мы работали не за деньги, а по долгу, по зову, – отметил директор колокололитейного завода Валерий Анисимов.

Воронежские колокола поражают не только формой и искусством исполнения, но и красотой звука. У них особая тембральная окраска, сочетание большого количества обертонов, которые как бы вуалируют и обволакивают основной тон колокола, изменяются за время его звучания. Одни усиливаются, другие затухают. За счёт чего и создаётся ощущение звуковой полифонии. Их голоса необъяснимо притягивают и очаровывают. Ход истории в колокольной бронзе продолжится.

Ещё по теме

Читайте также