Дорого, но полезно. Как Воронежская область вышла в лидеры по производству органической еды
Как фермеры делают своё производство органическим.
Натуральных фермерских продуктов в магазинах станет больше – в России вступил в силу закон «Об органической продукции». Воронежская область оказалась на шаг впереди – здесь оздоравливать земли для выращивания экологически чистых культур начали ещё в 2018 году. Но производить и торговать таким хлебом, овощами или фруктами можно только после сертификации, при чём власти даже готовы компенсировать затраты на это. Пользуется ли спросом органические продукты у воронежцев и намного ли они дороже обычных – об этом в новом выпуске программы «Факты».
Сделать своё производство органическим не так просто – фермеру придётся строго соблюдать технологию выращивания. Так, растениеводам запрещено использовать любые химические минеральные удобрения. Для животноводов – другие условия. Например, больше свободной площади на одну голову, полная изоляция заболевших животных, а также никаких антибиотиков.
Корма для коров или свиней – тоже исключительно органические, а значит, выращенными на незаражённой пестицидами почве. А таких в области маловато. Поэтому абсолютно натуральные мясо и молоко местного производства на торговых полках ждать пока не стоит. Ведь период оздоровления почвы, так называемый период «конверсии», занимает не меньше двух – трёх лет. По истечении этого срока фермер получает сертификат. Ну, или не получает – в зависимости от результатов анализов почвы с его сельхозугодий. Кстати, воронежский аккредитованный центр, который как раз и занимается сертификацией, открыли первым в стране, их сейчас только три.
– Сертификат выдаётся сроком использования на три года, и на протяжении трёх лет орган сертификации также будет проводить инспекционный контроль, выезжать в хозяйство и также проверять. В переходный период, когда хозяйство подаёт заявку, выезд будут делать дважды в год – весеннее и осеннее обследование. Когда хозяйство получит сертификат – то проверки один раз в год, – поясняет руководитель филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Воронежской области Сергей Сенчихин.
В течение этого срока продукты хозяйства будут продавать со значком «произведённый в период конверсии». Когда же заветный сертификат получен, хозяин вместе с ним получает право на специальный товарный знак соответствия стандарту – белый лист на зелёном фоне, где кириллицей или латиницей написано «органик». А сама организация попадёт в Единый государственный реестр производителей органической продукции.
Такой продукт, разумеется, будет дороже – на 20 – 30%. Оно и понятно – органические удобрения дороже минеральных, и сам процесс обработки почвы гораздо более трудоёмкий, и требует много ручного труда. Отсюда – меньший объём производства, а значит, большая стоимость единицы товара.
– Урожайность, скорее всего, упадёт. Мы научились выращивать довольно приличные культуры с высокой урожайностью, но это за счёт средств химизации. Если переходить к производству органической продукции – будет падение урожайности. Но мы тут должны выбирать – либо мы за абсолютно безопасные продукты питания, либо мы идём по старому пути, – рассказывает первый заместитель руководителя Департамента аграрной политики Воронежской области Александр Бочаров.
В Воронежской области сертификат не получил пока ни один фермер. Однако уже шесть хозяйств подали заявки и подготавливают свои земли – в Лискинском, Острогожском, Новоусманском, Богучарском районах. Пока что объём небольшой – около пяти тысяч гектаров, но власти планируют «переводить» на органику по пять – шесть хозяйств ежегодно. Стоимость сертификата, в зависимости от объёма производства, может доходить до 200 тыс. рублей.
Возникает справедливый вопрос – ради чего преуспевающим фермерам сокращать масштаб производства, а, значит, и прибыль? Воронежских первооткрывателей поддержит бюджет. В новом законе оговорены меры поддержки таких экологических производств. А именно – компенсация до 100% затрат на сертификацию, до 50% – на закупку органических удобрений. Плюс – поддержка региона, возмещение стоимости ухода за почвой – до 10 тыс. рублей за гектар.
– Некоторые фермеры в подсознании понимают, что их продукт должен быть чистым и полезным. Они производят его, но без статуса и сертификации у них стоит вопрос сбыта этой продукции. Для чего мы и сеть магазинов выстраиваем – для того, чтобы они реализовывали продукцию и знали, что у них есть гарантированный сбыт, – отмечает председатель сельскохозяйственного потребительского сбытового кооператива Светлана Нестерова.
В обычных торговых сетях найти лоток с фермерской продукцией непросто, да и по цене она будет ощутимо выше, чем у соседей по торговой полке, в составе которых десятки консервантов, и даже ГМО. Чтобы сетям это было выгодно, им нужно найти осознанного и постоянного потребителя, а таких пока мало. Однако в Воронеже уже есть несколько специализированных магазинов с органической продукцией. И, кстати, на спрос они не жалуются – прилавки, говорят, пустеют быстро.
– Очень востребованы булочные изделия, которые мы выпекаем здесь. Мы выпекаем её по традиционной технологии на опаре и закваске, применяем муку хозяйств, которые уже сертифицированы и имеют статус органики. Также на полках соки, которые тоже имеют подтверждение. Какую-то продукцию мы привозим. Также работаем с фермерами, которые поставляют курицу охлаждённую, яйцо фермерское, – рассказывает Светлана Нестерова.
Если говорить про спрос, то интерес к экологически чистым продуктам подтверждает и статистика поисковых запросов в Интернете. В Союзе органического земледелия проанализировали запросы в «Яндекс» по ключевым словам «купить органические продукты». Оказалось, что в прошлом году эти слова в поисковую строку вбивали в тысячи раз больше, чем два года назад. Так, в 2017 году – 173 раза в месяц, а уже в 2019 – почти девять тысяч раз в месяц.
Вот только пока что отечественный производитель не сможет удовлетворить нарастающий спрос. По данным союза, сегодня доля российских товаров на этом рынке — 20%, остальную львиную долю пока занимает импорт. И дело не только в высоких затратах. На каждом хозяйстве по-хорошему должно быть один – два агронома, разбирающихся в технологиях органического производства. Но это совершенно новое направление и для страны, и для региона, поэтому с нужными специалистами пока что напряжёнка.
– Таких кадров у нас – по пальцам сосчитать. Но помня, что область – лидер в сельскохозяйственном производстве в Российской федерации, мы уже договорились с аграрным университетом о том, чтобы такую подготовку ввести. И они уже ввели эти дисциплины на трёх факультетах, и таких специалистов уже выпускали. По направлению «животноводство», по направлению «технология производства» и по направлению «растениеводство», – рассказывает Александр Бочаров.
В целом работ по оздоровлению земель – ещё непаханое поле. Всего в области три млн гектаров пашни. Из них – почти 700 тыс. деградированной, то есть потерявшей плодородие. А некоторые участки аграрии и вовсе настоятельно рекомендуют не использовать – там, где есть прямая гроза экологичности производства, а период восстановления может занять десятки лет. Поэтому территории органических хозяйств исследуют очень скурпулёзно – и почву, и выращенный продукт.
– Остаточное количество пестицидов, это обязательно ГМО. Дальше – радионуклиды и токсические металлы. Помимо самой продукции, мы исследуем ещё и почву, и зелёную массу растений. Пестициды везде и повсюду применялись. Они были различные, и очень сложно понять, чем именно была заражена почва, – говорит начальник испытательной лаборатории филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Воронежской области Наталья Емельянова.
Сейчас воронежские чиновники от АПК работают над агроэкологической картой, где разделят участки по степени заражённости. В целом направлению органики пророчат большое будущее. Так, в 2019 году мировой рынок экологически – чистого хозяйства превысил 160 млрд долларов, при этом спрос ежегодно растёт на 10 – 15%.
Кстати, наша страна здесь имеет серьезное преимущество в виде 12 млн га залежных земель, которые можно сразу же ввести в оборот. По прогнозам аграриев, если российские производители быстро освоят новую технологию, уже к 2025 году Россия может занять 10% мирового рынка органической продукции.