< >

Водные «маршрутки». Как теплоходы обрели популярность в советском Воронеже

Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».

Фото: Вести Воронеж

Когда-то этот вид транспорта был также популярен, как и автобус. Отправиться смотреть достопримечательности на теплоходе в советское время мог, кажется, каждый. Это был один из самых популярных видов досуга. В Воронеже такие туристические суда ежегодно перевозили сотни тысяч пассажиров. О транспорте, который всё больше уходит в историю – в материале «Вести Воронеж».

Двухэтажное судно уже переполнено пассажирами, но у речного порта на воде – очередь из желающих. Это не удивительно – в 1964 году это первый в сезоне рейс экскурсионно-туристического теплохода. У девушек с собой обязательно очки и головные уборы. Кто-то взял даже книги. Времени на то, чтобы почитать у них явно было – рейс таких теплоходов мог длиться больше 12 часов. Двигалось судно тогда ещё по реке Воронеж.

Теплоходы для воронежцев в те годы – словно обычные маршрутки. На них они добирались до Рамонского района. Дело в том, что автобусы сюда просто не ходили.

Впрочем, развитие судоходства в прошлом веке в Воронеже, конечно, можно связать и с появлением водохранилища. Глубины реки до этого еле хватало. А искусственное море же, кажется, было будто создано для поездок на теплоходах.

В советское время Воронежское водохранилище было буквально переполнено водным транспортом. В 80-х туристические теплоходы перевозили более 200 тыс. пассажиров в год. Сейчас из всего этого многообразия осталась лишь одна «Москва-16» и теплоход «М-57». Остальные, говорят, распродали и сдали на металлолом.

У нас сохранились кадры 70-х годов с «Москвой-16», которые были сделаны в тогда ещё активно действующем Воронежском порту. Здесь же пришвартованы десятки других судов. Например, такая «Ракета». Капитан одного из кораблей на кадрах обсуждает планы с экипажем. Много здесь и  грузовых судов.

Ныне о судоходстве в Воронеже напоминает гидроузел. Его судоходный шлюз активен до сих пор. Хотя, конечно, используется гораздо реже, чем в советское время. Первое шлюзование тут провели в год открытия водохранилища – в 1972 году. Сейчас через сооружения проходят, в основном, частные и технические судна. Например, те, что углубляют водоём. В советское же время, говорят, основной вид проходящего здесь водного транспорта был грузовой. Так здесь перевозили песок и щебень.

– В 70 – 90-х годах производилось около двух тысяч шлюзований в год. Сейчас же – около 100 шлюзований. Для того, чтобы производить грузопоток, должна быть соответствующая экономическая составляющая. Плюс большие средства нужны для расчистки рек, поддержания судоходной обстановки – это всё деньги, это всё затраты, – говорит заместитель начальника Воронежского гидроузла Верхне-донского района водных путей и судоходства Александр Павлов.

Говорят, сейчас судоходство в регионе думают возобновить. В частности, вернуть туристический водный транспорт. Среди предложений, которые обсуждают – теплоходы из Воронежа до Костёнок.

Ещё по теме

Читайте также