< >

«До сих пор помню глаза первых пациентов». Воронежский врач рассказал о годе борьбы с COVID

Николай Клюшников – о работе в «красной зоне» и коварстве инфекции.

«До сих пор помню глаза первых пациентов». Воронежский врач рассказал о годе борьбы с COVID

Фото: Вести Воронеж, Николай Клюшников

Больницы похожи на поля боя, а врачи от усталости валятся с ног. Именно так в 2020-м медики характеризовали работу в «красных зонах». С тех пор изменилось многое – пациенты осознали коварство болезни, а у докторов чувство тревоги сменилось уверенностью в правильности своих действий. Стабильно лишь одно – коронавирус продолжает уносить жизни. О затянувшейся на год борьбе с коварной инфекцией, о первых пациентах и состоянии врачей корреспондент «Вести Воронеж» поговорила с заведующим отделением Ковид-3 в БСМП №8 Николаем Клюшниковым.

– Помните свой первый рабочий день в «красной зоне»?

– Прекрасно помню. Это был консультативный осмотр пациента с подозрением на COVID -19. На следующий день мне нужно было выходить на суточное дежурство в «красную зону», и оставалось немного времени, чтобы успеть собрать вещи и перевезти их в отель. Там нам предстояло жить несколько месяцев вдали от близких.

– Какими были первые ваши пациенты?

– Я отчётливо помню глаза пациентов, первыми оказавшихся в новом отделении. В этих глазах было много вопросов, на которые мы на тот момент не могли ответить. Но понимание в необходимости своей работы и слаженность всего коллектива дарила пациентам уверенность в правильности наших действии и их скорейшем выздоровлении.

– Но некоторые же хотели сбежать?

– Поначалу пациенты, действительно, не осознавали всей сложности течения заболевания и воспринимали его как обычную простуду. Некоторые категорически настаивали на выписке, ссылаясь на хорошее самочувствие. И только потом, наблюдая коварность этого вируса, за несколько суток практически уничтожающего лёгкие, понимали всю сложность ситуации, меняли своё отношение к лечению и выполняли все рекомендации врачей.

– Как изменилось психологическое состояние медиков?

– Врачи – прежде всего люди. А, как известно, человек привыкает практически ко всему. Могу точно сказать, что за год работы было пройдено несколько этапов психологического осмысления всей ситуации – от чувства тревоги и неуверенности до полного понимания сути и правильности своих действий. Но, к сожалению, не каждый случай заканчивается благополучно. Новый коронавирус, как катализатор, запускает в организме обострение всех хронических заболеваний, и зачастую ведёт себя непредсказуемо.

– Могли ли тогда предположить, что борьба с коронавирусом затянется больше, чем на год?

– Наш стационар в кратчайшие сроки был переоборудован для приёма и лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией. Колоссальная работа по организации оказания помощи людям с неизвестным заболеванием давала понять, что нам суждено войти первыми и выйти последними из борьбы с новой инфекцией в регионе. Мы понимали всю возложенную на нас  ответственность. Руководителем больницы сразу была поставлена задача – готовиться к борьбе до последнего, сколько бы сил и времени на это не потребовалось. Тенденция развития пандемии давала основание полагать, что COVID -19 с нами надолго.

– И всё равно страшно не было?

– Нет. Было чёткое понимание необходимости выполнения своего профессионального долга. Уверенность подкреплялась грамотно слаженной работой, профессиональной подготовкой средств индивидуальной защиты, выученными и много раз отрепетированными алгоритмами работы в «красной зоне». За это хочется сказать отдельное спасибо администрации, под руководством которой ежедневно проводились занятия, проверялось безукоризненное выполнение инструкции по организации работы с особо опасными инфекциями. Именно это и позволило нам продуктивно работать и не заболеть.

– Не кажется ли сейчас, что в защитных костюмах работаете всю жизнь?

– К СИЗам (средства индивидуальной защиты – прим. «Вести Воронеж») мы  привыкли ещё до того, как столкнулись с пациентами. Ежедневно проводились обучающие мероприятия, отработка алгоритма одевания и снятия костюмов защиты, входа и выхода в «грязную зону». Сейчас тяжело себе представить, как можно оказывать помощь пациентам без комбинезона, очков и масок. Это стало неотъемлемой частью нашей жизни.

– Сколько пациентов прошло через ваше отделение?

– С апреля 2020 года – более 1,5 тыс. человек, около 7,8 тысячи – через всю больницу.  Особенность отделения заключается в том, что мы оказываем помощь не только пациентам с новой коронавирусной инфекцией, вызванной вирусом  COVID -19, но и пациентам с COVID -19 и заболеваниями центральной нервной системы, в том числе с инсультами.

– Может, у вас есть самый запоминающийся пациент?

– За год я видел много счастливых и грустных историй. До сих пор хорошо помню лица пациентов, которых видел в последний раз. Когда приходило осознание, что ещё вчера беседовал с человеком, поддерживал его, вселял уверенность,  а сегодня его уже нет, то понимал всю коварность и непредсказуемость этого заболевания. Было много и выздоровлений, казалось бы абсолютно безнадёжных больных – иначе как чудом это не назовешь. Главное – никогда не опускать руки. И мы их не опустим!

Накануне был ровно год с того момента, когда в Воронежской области были диагностированы первые два случая коронавируса. «Вести Воронеж» вспомнили, каким для всех нас оказались эти 12 месяцев, а также нашли шесть самых эмоциональных историй от пациентов и медиков.

Читайте также