Выжившие. Истории выброшенных на улицу младенцев в Воронежской области

Три малыша, которых предали матери.

24022
Вести Воронеж

В селе Самодуровка Поворинского района в понедельник, 23 октября, на улице нашли новорождённую девочку. Малышку увидела жительница села Лидия Пекач у забора между домом и заброшенным магазином. У девочки не была перерезана пуповина, её завернули только в один пододеяльник. По словам Лидии, малышка была холодной и еле пищала. Сейчас девочка находится в Воронежской областной детской больнице, её жизни ничего не угрожает.

К сожалению, брошенные на улице новорождённые – не редкость для Воронежской области. Дети умирают от рук матерей или от холода и голода, не дождавшись помощи и спасения. Так в 2013 году таких диких случаев смерти здоровых младенцев в регионе было пять. Позже о случаях убийствах матерями новорождённых известно не было. Те младенцы, что находили в мусорных контейнерах в Воронеже, уже родились мёртвыми.

Спасённая в Самодуровке девочка стала за пять последних лет четвёртым младенцем, которого нашли на улице. Корреспондент «Вести-Воронеж» вспомнила три истории спасения детей.

Спасённая чудом

История спасения девочки из выгребной ямы общественного туалета в середине декабря 2015 года прогремела на всю область. Её назвали чудом, редким случаем, когда брошенный после рождения ребенок выжил. Младенца спасли прохожие из ямы общественного туалета россошанского стадиона «Юбилейный». По счастливому стечению обстоятельств рабочий по дороге на обед зашёл в уличный туалет. Из выгребной ямы он услышал писк. Рабочие позвали на помощь женщин, которые убирали неподалёку листву. Деревянный туалет общими усилиями повалили и достали девочку из нечистот.

Промерзшую и хлебнувшую нечистот новорождённую доставили в реанимацию Россошанской районной больницы. Стабилизировав состояние малышки, врачи перевезли ее в областную детскую больницу №1. Неонатологи сначала оценивали состояние девочки как тяжёлое.

Но потом состояние малышки стабилизировалось, девочка сама начала кушать. Её окрестили именем Варвара. Удочерить младенца вызвался священник из Новой Усмани. После лечения в больнице маленькую Варю в конце января 2016 года забрали в семью, где растет еще одна девочка, дочь приемных родителей. В декабре 2017 года малышке исполнится два года. Экстремальная ситуация в самом начале ее жизни благодаря усилиям врачей не отразилась на здоровье Вари.

Мать девочки из Россоши следователи регионального СУ СКР вычислили через четыре месяца. Для этого пробели 110 ДНК-экспертиз. Женщина выдвинула версию, что девочка родилась мёртвой. Поэтому она и не стала доставать ребенка из ямы туалета. Однако следователи выяснили, что женщина сама отделила пуповину и бросила новорожденную в выгребную яму туалета.

За покушение на убийство новорожденного женщину приговорили к 3 годам ограничения свободы. У неё к моменту рождения ребёнка в декабре 2015 года уже была 7-летняя дочь. Девочку растили дедушка и бабушка, которая пожелала внучке Варе счастья с приёмными родителями. И выразила надежду, что девочка никогда не узнает, кто её родная мама, и что она натворила.

Мама-заявительница

Новорождённую девочку нашли на скамейке автобусной остановки хутора Калач Лискинского района в конце июля 2015 года. Малышка лежала на скамейке автобусной остановки, была завёрнута в розовую пеленку, укрыта синей простыней. Девочку доставили в больницу города Лиски.

Полиция нашла мать младенца через неделю. Ею оказалась женщина, которая позвонила 02 и сообщила о ребёнке на остановке. Женщина сделала вид, что нашла чужого младенца. При опросе заявительницы у полицейских вызвало подозрения то, что она так рано утром отправилась с мужем на речку.

Заявительница призналась, что она – мать младенца, когда ей предложили проверку на детекторе лжи. Женщина объяснила свой поступок нестабильными отношениями с мужем и финансовыми трудностями. К тому времени она растила двоих детей. Семье дали хорошие характеристики, назвали её благополучной. Как выяснилось, женщина работает, спиртным не злоупотребляет. Однако беременность у 35-летней жительницы Лисок была нежелательной. Она родила дочь дома и через несколько дней решила подбросить её на остановку. Чтобы убедиться в том, что с ребенком все будет нормально, она сама позвонила в полицию.

Новорождённой за неделю нашли приёмную семью. Родители сразу же после обследования забрали домой. Девочку назвали Еленой, оформив ей свидетельство о рождении.

Дело об оставлении в опасности прекратили, так как мать малышки фактически не оставляла её одну до приезда полиции. С девочкой всё было в порядке, если не считать предательства матери.

Подкидыш в туалете храма

Новорождённого мальчика нашли в уличном туалете при храме Рождества Иоанна Крестителя в Нововоронеже в марте 2014 года. Завёрнутый в фуфайку малыш лежал в отхожем месте на деревянном полу. Рядом с мальчиком, у которого после родов осталась необрезанной пуповина, стояли детские вещи для него. На малыша вместо памперса надели целлофан, он был в распашонке и чепчике. Ребёнка увидел настоятель храма, который позвонил в «скорую» и полицию.

Врачи диагностировали у новорождённого переохлаждение и оценили его состояние как средней тяжести. Мальчика вылечили в областной детской больнице и оформили как сироту. О его судьбе сейчас ничего неизвестно – вероятнее всего, ребёнка сразу же усыновили. Приёмные родители стоят в очередях в ожидании малышей-отказников, которых можно взять в семью. Здоровые дети до пяти лет в сиротских учреждениях надолго не задерживаются.

Полицейские по факту оставления в опасности возбудили уголовное дело. Они долго искали женщину, которая бросила ребёнка в туалете храма. Опрашивали жителей микрорайона рядом с храмом, фельдшеров сёл Каширского района, водителей маршруток, проверили женские консультации и семьи «социального риска».

По итогам проверки силовики составили ориентировку с приметами предполагаемой матери – девушки, которые видели в день обнаружения подкидыша на автобусной остановке неподалёку от храма. Однако несмотря на все усилия полицейских, найти мать мальчика так и не удалось.

Стыд и страх

Почему матери избавляются от здоровых младенцев, когда их можно отдать на усыновление? К сожалению, в России нет опыта и культуры такого поведения – родить и отдать в чужую семью. За рубежом это считается нормальным, общество не видит ничего постыдного в такой системе. В нашей же стране у матерей преобладает не волнение о будущем ребёнка, а стыд перед окружающими за его появление, боязнь реакции родственников, будь то рождение вне брака или страх из-за невозможности прокормить малыша.

При этом российский закон фактически на стороне рожениц, решивших избавиться от ребёнка. Состояние женщины после родов приравнивается к состоянию аффекта. Поэтому за убийство матерью новорождённого предусмотрено наказание от 2 до 4 лет ограничение свободы или срок до 5 лет. Часто женщины получают условные сроки или попадают под амнистию.

Мягкое наказание для горе-матерей юридически объясняется тем, что «патологическое состояние роженицы в момент совершения данного преступления (не исключающее вменяемости) и дает основание рассматривать его как убийство, совершенное при смягчающих обстоятельствах». Законом разъясняется, что роды являются исключительной катастрофой и революцией для организма женщины, она переживает при этом сильнейшее физическое и психическое потрясение. Часто к этому добавляются неблагоприятные «личностные» обстоятельства.

На фоне таких законом о наказании за убийство младенцев среди общественников продолжается спор о бэби-боксах. В июле 2017 года после обнаружения новорождённого в мусорном баке Воронежа появилась петиция к губернатору Воронежской области с просьбой установить в Воронеже бэби-боксы. Под ней к данному моменту оставили порядка 1100 голосов. Смогут ли приспособления при роддомах, где можно оставить младенца, спасти детям жизни или спровоцируют больше отказов? Мнения воронежских активистов о бэби-боксах можно прочитать по ссылке.

Оксана Грибкова