«Воронеж, вам комфортно на дне?» Известный урбанист высказался о сносе оперного театра
По мнению Аркадия Гершмана, его место займёт «дешёвая стекляшка».
«Воронеж как бы доказывает, что дно – понятие относительное и его всегда можно попробовать пробить ещё раз», – написал в своём новом посте в «Живом журнале» известный урбанист Аркадий Гершман в среду, 13 февраля. Так он отреагировал на информацию о возможном сносе воронежского театра оперы и балета и строительстве на его месте нового здания.
Снести театр и построить на его месте новый властям порекомендовали члены общественного совета при департаменте культуры – такое сообщение появилось на сайте ведомства 6 февраля. Общественники пояснили – здание обветшало без капремонта, а труппе и персоналу не хватает площадей. Когда на инициативу общественного совета с критикой обрушились краеведы и горожане, сообщение удалили, а потом опубликовали в исправленном виде – без упоминания о сносе, только с рекомендацией сохранить классические архитектурные формы для нового театра. Петицию с призывом спасти здание уже подписали 5 тыс. человек. Создатели петиции, активисты реготделения общественной организации «Город и транспорт», направили её как официальное обращение мэру Воронежа и губернатору. Впереди письма в Минкульт и полпреду президента в ЦФО.
Инициативу общественного совета раскритиковал и урбанист Аркадий Гершман, летом 2018 года опубликовавший в своём блоге в «Живом журнале» целую серию постов о поездке в Воронеж. Главный из них вышел под заголовком «Воронеж – смотрите, и никогда так не делайте». Новый пост он озаглавил ещё более сурово: «Воронеж, вам комфортно на дне?».
Воронеж урбанист назвал зоной архитектурного бедствия.
– Обычно, после варварства наступает время просветления: все видят итог экспериментов над тканью города и своим наследием, кому-то больно бьют по рукам, и все запоминают урок. Но тут что-то пошло не так: общественный совет города посоветовал чиновникам снести добротный театр сталинского периода. Воронеж как бы доказывает, что дно – понятие относительное и его всегда можно попробовать пробить ещё раз. В городе, где под подобным соусом улучшений уже угробили практически всю историческую среду, хотят уничтожить полувековое здание, потому что оно износилось и вообще артистам негде переодеваться и выступать. Говорят, что инженерные внутренности не отремонтировать, но тогда возникает несколько вопросов: как и кто довёл здание до такого состояние и почему тогда его ещё не закрыли? – написал урбанист.
По его мнению, хоть сталинская архитектура и не была выдающейся или уникальной, но даже такой типовой проект красит Воронеж. Особенно если учесть, что город практически разрушили в годы войны.
– Если же город был лишён своего лица и наследия в ходе войны, то ценность любой старой архитектуры возрастает многократно. Тут можно вспомнить восстановление Дрездена после войны – немцы десятилетиями хранили оригинальные кирпичи и детали старого города для воссоздания центра и своих уникальных памятников, – напомнил Аркадий Гершман.
Снос театра, по его мнению – крайний, исключительный вариант. Во-первых, потому, что такие здания хранят историю места и создают его облик. Во-вторых, он уверен, что на месте театра появится «безвкусная стекляшка с дешёвым вентфасадом и торговым центром».
– Если общественный совет при департаменте культуры рекомендует снести театр с более чем полувековой историей, то нужно подумать о составе такого совета и о том, в чьих интересах он принимает решения, – уверен блогер.
При этом председатель общественного совета при департаменте культуры Воронежской области Бронислав Табачников в эфире программы «Вести Интервью» открестился от информации о том, что общественники порекомендовали властям снести театр оперы и балета. По его словам, с предложением о сносе театра общественный совет не выступал, только посоветовал губернатору оставить театр на площади Ленина, а не строить в новом месте, а всё остальное пусть решают строители, архитекторы и губернатор.
фото - www.gre4ark.livejournal.com