Мошенники свои и чужие. Почему воронежским частным сыщикам редко доверяют дела о махинациях с ОСАГО
Основная проблема, говорят сыщики, что у детективов нет доступа к базам данных ГИБДД.
Многомиллионный ущерб от действий мошенников с полисами ОСАГО – об этом ежегодно отчитывается Российский союз автостраховщиков. Компании, как правило, и ратуют за повышение стоимости полисов, то есть, за ущерб от махинаций потом платим мы с вами. МВД предлагает союзу привлекать к расследованию мошенничеств с полисами частных детективов, чтобы немного разгрузить правоохранительные органы. Для этого, правда, необходимо законодательно добавить частным сыщикам полномочий. Насколько воронежские частные детективы готовы заниматься расследованием подставных аварий и прочих махинаций – в материале «Вести Воронеж».
Сергей Письменный – частный детектив с 10-летним стажем, рассказывает, предлагал свои услуги сразу нескольким страховым компаниям, но те вежливо отказались.
– Если взять город Россошь и страховые компании, которые присутствуют здесь, в год с ними совершается от пяти до семи мошенничеств. Всего лишь два – три уголовных дела возбуждается. Существует уголовно-процессуальный кодекс, сроки рассмотрения заявлений очень сжатые, трое суток. И за эти трое суток, учитывая, что дела попадают дознавателям, участковым – качественно расследовать даже профессионалам в полиции невозможно, – рассказывает Сергей Письменный.
Основная проблема, рассказывает Сергей Письменный в том, что у детективов нет доступа к базам данных ГИБДД, и открыть его невозможно – нет специального закона. Пока всё, что могут частные сыщики – работать, получив письменное разрешение страхователей. Разумеется, если речь идёт о подставных авариях, такого разрешения никто не даст. Особенно учитывая тот факт, что среди мошенников встречались сотрудники полиции.
Самый известный случай, который с трудом распутали правоохранительные органы, дошёл до суда пару лет назад – целая банда под предводительством сотрудника ДПС. Как выяснилось в суде, пять инспекторов, эксперт-оценщик, глава группы и его сын незаконный бизнес вели в течение шести лет. В несуществующих авариях участвовали одни и те же автомобили, мотоциклы и водители.
Как было установлено в ходе расследования, фотографии разбитых машин и регистрационные документы были подделаны с помощью компьютерной программы. Всего доказать удалось 40 случаев подставных аварий. А заработала банда более 7 млн рублей. Вся компания получила условные сроки.
По данным пресс-службы «Росгосстраха», только по их клиентам в прошлом году в Воронежской области было заведено семь уголовных дел по мошенничеству со страховками. Средний ущерб от подставной аварии – 400 тыс. рублей. Однако идею использовать для расследования таких махинаций частниками в компании не поддерживают. Это дорого, права проводить оперативно-розыскные мероприятия у детективов недостаточно, а случаев мошенничества столько, что частников не хватит.
– С этой работой прекрасно справляются службы безопасности страховых компаний, имеющие большой опыт в расследовании подобных страховых событий. Пресечение мошенничества, особенно совершенное в составе организованной преступной группы, возможно только при активном участии сотрудников правоохранительных органов, – ответили «Вести Воронеж» в «Росгосстрах».
Впрочем, к детективам страховые компании все-таки обращаются, когда подозревают, что мошенник скрывается в их рядах. Александр Злобин махинации с полисами уже расследовал. С частным сыщиком в этом отношении проще – не нужно выносить сор из избы.
– Стояла очередь, к человеку подошёл такой же сотрудник и спросил: «А вы хотели бы быстрее?» Кто ж откажется, если стоит в многочасовой очереди. Так человек получил полис страховой в страховой компании, а документ оказался поддельным. И он узнал об этом после того, как проездил с этим полисом практически год. Человеку оставалось два месяца до конца действия бумаги, и он в страховой случай попал, – рассказывает Александр Злобин.
Один из известных случаев, когда страховая компания лишилась миллиона из-за собственной сотрудницы, произошёл в Бутурлиновском районе. Она присваивала часть денег, вырученных на сделках по страхованию. Сергей Письменный уверен, его сотрудничество со страховщиками не состоялось как раз из-за страха заказчиков найти корень проблемы внутри самих компаний.