Попытка номер два. Как в Воронеже «перезапустят» платные парковки

Что делать тем, кто у кого накопились десятки взысканий.

26301
Вести Воронеж Юлия Амелина

Штрафовать воронежцев за неоплату парковок начнут с 19 марта. Наказывать рублём водителей есть за что – только с начала года зафиксировали около 60 тыс. нарушений. Напомню, штраф за один факт неоплаты – 1, 5 тыс. рублей. Получается, горожане потенциально задолжали около 90 млн рублей. Как власти намерены возвращать эти деньги, и что делать тем, кто у кого накопились десятки взысканий – об этом в новом выпуске программы «Факты».

Платные парковки в Воронеже заработали осенью 2018 года. В городе на 59 центральных улицах нанесли разметку под шесть тысяч машиномест. Рядом появились дорожные знаки, информационные стенды, автоматы для оплаты и камеры фото и видео фиксации. Час стоянки – 40 рублей. Заработало даже мобильное приложение, где можно было поискать ближайший терминал, или оплатить парковку онлайн.

Но, как это часто бывает в нашем городе, что-то пошло не так. Сначала были проблемы с оплатой – паркоматы просто не включались, приложение зависало. Зимой на парковках появились  сугробы, которые никто не убирал. И за это всё воронежцы платили деньги. Уже в 2019 году – пошли суды, в которых водители оспаривали полученные штрафы. В частности, из-за того, что в процессе взимания платы обнаружили законодательный казус.

А именно, для того, чтобы главный орган процесса – административная комиссия – выписала штраф, нужны были данные о нарушителе из ГИБДД. А передавать их полицейские по закону не имели права. С тех пор воронежцы массово отказались платить штрафы. Теперь пробел устранили, и в законе право передачи данных оговорили. А всё время неоплаты нарушения продолжали фиксировать.

– Осуществлялась фотофиксация пешими инспекторами, автомобильными патрулями и посредством стационарных камер видеофиксации С момента, когда в новостях появилась информация о том, что Госдума начинает рассматривать во втором чтении этот законопроект, уже со следующего дня транзакции увеличились вдвое, – говорит руководитель проектов обособленного подразделения компании «Городские парковки» в Воронеже Анатолий Кобяшев.

Что же смог заработать городской бюджет и концессионер за год работы платных парковок в формате «ни шатко, ни валко»? Общий оборот составил – 86 млн рублей. Из них в городскую казну прилетело всего 18 млн. Остальная львиная доля – 54 млн рублей– это операционные расходы. Программное обеспечение, ремонт и запчасти для паркоматов, содержание автопатруля и т. д. 14 млн – налог. И, внимание, возврат инвестиций – всего 500 тыс. рублей.

Не густо, с учётом того, что заявленная стоимость проекта 120 млн рублей. Такими темпами окупится он лет этак через 250. Но концессионер не унывает, и надеется, что со второго раза систему всё-таки запустят. Ещё и обещает более качественный сервис.

– Мы планируем возможность установки нового приложения мобильного, в том числе для органов местного самоуправления. Приложение похоже на то, которым пользуются жители Москвы, «Моспаркинг». Там есть возможность оплаты предыдущего дня, есть возможность просмотров и оплаты, – рассказывает Анатолий Кобяшев.

Кстати, воронежцев совсем уж бессовестными неплательщиками назвать нельзя. За год работы они оплатили парковку 2,5 млн раз. Новой услугой воспользовались 180 тыс. человек, из них почти девять тысяч купили абонементы стоимостью от 400 рублей до 50 тыс.

Итак, закон принят, данные из ГИБДД передавать можно, систему запускают по новой. Воронежцев обещают штрафовать уже с 19 марта. Как это будет работать? Пока что процесс представляют в таком виде.

Концессионер, компания «Городские парковки», сообщает о факте нарушения в специальную административную комиссию, они работают при управах. Там, в свою очередь, направляют запрос в ГИБДД на получение данных о нарушителях. Получив ответ от полицейских, административная комиссия направляет «письмо счастья» с постановлением о штрафе уже нарушителю – проверяйте почтовые ящики. Тот должен оплатить штраф за два месяца. Кстати, автоинспекторы информацию о нарушителе должны предоставить в течение трёх дней.

– Если это физическое лицо – фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес регистрации, согласно сведениям, которые были поданы при регистрации транспортного средства. Если юрлцо – наименование, дата регистрации, фактический адрес нахождения, тоже, согласно сведениям при регистрации. Согласно приказу, сведения о транспортных средствах мы не передаём, – говорит заместитель начальника отдела Управления ГИБДД ГУ МВД по Воронежской области Андрей Кривоносов.

Теперь давайте попробуем представить, как эта схема будет работать в реальности. И тут есть один очень интересный нюанс – казалось бы, высокие технологии, Интернет и электронный документооборот… Но нет. Пока административные комиссии и ГИБДД будут переписываться через «Почту России».

– Есть система электронного взаимодействия, но фактически, согласно приказу 586 МВД, там речи об электронной передаче сведений не ведётся. Соответственно, пока изменения в приказ не будут внесены, все сведения будут выдаваться конкретно на определение, поступившее по данному нарушению, в адрес комиссии. На каждое определение в течение трёх суток будет даваться письменный ответ, – рассказывает Андрей Кривоносов.

В таком случае, полицейским придётся нанять несколько десятков человек, чтобы они разгребали корреспонденцию. А этого они делать не планируют.

Срок взыскания штрафа – два месяца с момента нарушения. Получается, комиссии смогут наказать тех, кто не оплачивал парковку, начиная с 19 января.  Как предполагают юристы, в том числе и те, кто оспаривал в судах с мэрией штрафы воронежцев, власти, скорее всего, простят большинство должников – разумеется, неофициально. И штрафовать будут выборочно, а не поголовно – например, нарушителей из районов области или даже других регионов. Не потому, что мэрия готова всем всё простить, а потому, что к мороке с десятками тысяч письменных запросов – ответов и постановлений из всех задействованных ведомств не готов никто. Например, стало известно, что в административных комиссиях сейчас работает целых 12 человек.

– Если администрация готова идти на этот огромный документооборот – им придётся посадить не просто одну комиссию, а полный кадровый состав администрации. Я думаю, что для устрашения  какому-то количеству человек штрафы всё равно прилетят, чтобы создать ажиотаж вокруг этого, – говорит юрист Оксана Пальчикова.

Подтверждает эти предположения и невнятная позиция мэрии. На вопросы – когда и сколько в итоге оштрафуют нарушителей, в администрации города нам ответить так и не смогли.

В белгородской компании признаются, что совсем недавно вообще хотели закрыть крайне невыгодный проект, но чиновники не разрешили. Раскритиковали вот такое внедрение платных парковок и  в контрольно-счётной, и в общественной палатах. Новый закон, по сути, дал забуксовавшей системе шанс на существование.

– Наша администрация не сделала ничего для того, чтобы парковки заработали в надлежащем или ненадлежащем виде. Если говорить обывательскими словами – им просто «фортануло». Потому на самом деле этот законопроект был внесён ещё в 2017 году, а в других регионах также не платили. И предлагали даже отказаться от этого проекта, но надеялись на волю божью, и в данном случае им просто повезло, – говорит Оксана Пальчикова.

«Вспомнить всё» о платных парковках можно на сайте vrnparking.ru. А именно, как работать с приложением, здесь же найти реквизиты для оплаты, адреса паркоматов, абонементы, способы пополнения счёта и прочее.  Платные парковки со второго раза, похоже, всё-таки станут платными. Но решит ли проект с подмоченной репутацией свою изначальную задачу – разгрузить центр города  от транспорта – пока большой вопрос.