Качкин без границ. Почему воронежский гаишник с 22 квартирами почувствовал себя неуязвимым

История полицейского – в четырёх действиях.

Фото: Вести Воронеж

Бывший замглавы областной ГИБДД Игорь Качкин во второй раз познал славу медийной личности. Полицейский попал в ленты региональных и федеральных СМИ 20 июля – после того, как его задержали силовики. Ещё сильнее удивил повод. Качкин не брал взятку, а наоборот – давал её коллеге. На аресте в суде скромно заявил – «хотел помочь людям». Помочь купить права за 30 тыс. рублей.

Воронежцы ждали задержания гаишника полтора года – после небывалого скандала в 2020 году, когда прокуратура подала к Качкину и его родителям иск о конфискации 22 квартир стоимостью 50 млн рублей. После были и другие новости – с судебного разбирательства и о переводе Качкина на службу начальником отдела тыла Панинской полиции. Люди тогда возмущались – гаишник должен быть не на новой должности, а в совсем другом месте.

Сейчас странные и незначительные обстоятельства привели Качкина в СИЗО. При этом совсем не удивляет, как после громкого скандала с миллионами, Качкин пошёл на преступление. Вероятно, «решить вопрос» он ничем плохим и незаконным не считал. Вспоминая его историю от начала и до конца, легко можно понять почему.

Действие первое. Новый прокурор с иском о конфискации

Замглавы ГИБДД Воронежской области Игорь Качкин проснулся знаменитым в феврале 2020 года. Прокурор Воронежской области обратился в суд с иском о конфискации имущества полицейского. Качкин не смог объяснить начальству в МВД и прокурорам, откуда у него 50 млн рублей на покупку 22 объектов недвижимости. О беспрецедентном иске официально объявила облпрокуратура. Александр Гулягин на тот момент пробыл главой ведомства всего полтора месяца. Беспрецедентный иск к высокопоставленному сотруднику МВД с обнародованием всех деталей позволили Гулягину громко заявить о себе.

У Игоря Качкина и его родителей нашли 31 объект недвижимости общей стоимостью 63 млн рублей. Игорь Качкин участвовал в сделках купли-продажи на 23,3 млн рублей от имени матери. Доходы на покупку девяти объектов недвижимости семье Качкиных удалось подтвердить. Откуда появились 50 млн рублей ещё на 22 объекта, так и осталось неизвестным. Эти же вопросы Качкину задавали в родном ведомстве кулуарно. И до того, как выписать ему дисциплинарное взыскание, делали замечания. Но Качкин не стал стесняться, прятать, переоформлять недвижимость. Вероятно, считал, что ничего плохого в богатстве нет. Поэтому ничего с ним и не случится.

Действие второе. Затянувшийся суд

На волне резонанса Игорь Качкин дал всего одно интервью, в котором заявил, что вся его недвижимость – «квартира в ипотеку и комната в общежитии». В том же сюжете отец гаишника Николай Качкин рвал и метал, называя претензии к сыну «клеветой». Объяснил, что квартиры куплены на его доходы от автомойки в Грибановском районе, которая приносила по 300-350 тыс. рублей в день. Объяснения ещё больше подогрели людей, которые уже рассказывали анекдоты про «жилищного магната» Игоря Качкина.

Игорь Качкин и его мать с отцом Раиса и Николай Качкины ни разу не явились на судебное разбирательство, которое сильно буксовало из-за ковида. С прокурорами объяснялись их адвокаты. Они уверяли, что вот-вот представят документы, подтверждающие доходы на покупку квартир. Прокуроры заверили, что откажутся от иска, если получат подтверждение источников доходов. Между тем, в процессе называлась цифра уже в 77 млн рублей. Это с учётом подтверждённых заработков и перепродаж автомобилей.

Действие третье. «Ссылка» в район начальником тыла

Ничего плохого с Игорем Качкиным после того, как он стал публичной персоной и вправду не произошло. Но его понизили с замглавы региональной ГИБДД до начальника тыла в Панинском районном отделе полиции. Коллеги назвали это кадровое решение «ссылкой». Качкина спрятали подальше от любопытных глаз. Публика от такой новости впала в шок и стала спрашивать: где уголовное дело с выяснением вопроса, откуда у Качкина миллионы на недвижимость. При этом схемам гаишников, которые получают деньги у автомобилистов и передают их по цепочке вверх, ни один десяток лет. Редкие разоблачения инспекторов ГИБДД и начальников говорят о том, что схемы вполне работают. Но не пойман – не вор. Начальство уволить Качкина не имело никакого права. 

Формально поводом для понижения в должности стало дисциплинарное взыскание, которое возмущённый Качкин обжаловал в суде. Проиграл и опять попал в новости. Так в постановления суда попали подсчёты доходов и расходов Качкиных. С 2013 по 2018 год совокупный доход Игоря Качкина с женой и его родителей составил менее 15,5 млн рублей. Но они потратили на недвижимость 53,4 млн рублей, купив 24 помещения. Мать Игоря Качкина утверждала, что всё это приобретали на её деньги, которые она хранила на счетах и дома, а также получила от продажи наследства. Прокуроры посчитали, что тогда с 1993 года семья родителей полицейского должна зарабатывать 10 млн в год без учёта трат на питание.

Действие четвёртое. Жизненные коррективы

Пока шло судебное разбирательство о конфискации недвижимости, случилось два неожиданных события. У прокуратуры Воронежской области поменялся руководитель –  Александр Гулягина после 11 месяцев на посту перевели служить в Тамбов.

Вскоре отец гаишника Николай Качкин умер от коронавируса. Суд отложил разбирательство как минимум на полгода – до вступления родных покойного в наследства. После ареста Игоря Качкина узнать, чем закончится беспрецедентный иск о конфискации недвижимости у гаишника, шансов стало в разы меньше.

Из-за скандала с квартирами Игорь Качкин стал публичной персоной. За рассмотрением беспрецедентного иска и каждым его шагом пристально следили СМИ. Полицейский не мог об этом не знать. Очевидно, наблюдали за ним и коллеги-силовики. Но Качкин почему-то почувствовал себя неуловимым и неуязвимым. Или же попросту не увидел в своём бескорыстном желании «помочь» купить права ничего противозаконного?

Параллельно с задержанием Игоря Качкина гремит коррупционное дело его коллеги из Ставрополья. Фото особняка главы ГИБДД Алексея Сафонова, которого из-за интерьеров уже назвали «цыганским бароном», появились после обысков. Когда-то россияне обсуждали 22 квартиры Качкина, сейчас точно также обсуждают золотую отделку комнат, золотые шкафы и кровати, золотой унитаз в резиденции Сафонова. Этот гаишник тоже наверняка думал, что ничего плохого с ним случиться не может. Тот же образ мысли, жизненные кредо и понятия о границах, в которые мало вписывается закон. Такие вот лица полиции.