Компенсации не будет. Воронежцев от последствий паводка спасёт только страховка
Реки в области начинают постепенно подниматься.
В южных районах уже затапливает мосты. Половодья образца 2018 году в регионе не ждут, но ситуация в любой момент может кардинально измениться. В районах, которые сильнее всего пострадали от воды прошлой весной, стараются максимально подстелить соломки – роют траншеи для схода воды, завозят мешки с песком и пытаются обезопасить имущество, если ещё не успели. Ведь компенсаций, как заявил глава области, в этом году уже не будет – гражданам советуют дома застраховать.
Юрий Небольсин к паводку, говорит, уже подготовился – построил укрепления из земли и веток. Теперь надеется, что вода до порога не дойдет. Хотя прошлой весной на этой улице можно было плавать на лодке.
– Я огород чуть-чуть поднял в том году, вот в этом году ещё чуть-чуть поднял житель Шуберского Юрий Небольсин.
Соседи Юрия завозят мешки с песком, а местные чиновники распорядились прокопать вдоль самой затапливаемой улицы канавы, чтобы дать воде дорогу. Что интересно, в Шуберском даже реки нет – село заливает талыми водами из леса и соседней деревни, которая находится выше.
– Растеклась по всем домам, по всем подворьям, и здесь и там, собиралась и уходила в луга. Вся вода, которая собирается в полях в районе Орлово, вся стекалась к нам. Такие катаклизмы бывают периодически каждые 5 лет, – рассказала жительница Шуберского Наталья Нижегородова.
Прошлогодний паводок преподнес жителям Новоусманского района большой сюрприз, особенно тем, кто приобрел дома на берегу. Этой весной, рассказывают в районной администрации, ошибки учли. Пока Усманка поднялась на 23 сантиметра – это не много. Но всё может измениться.
– Мы готовились в этом году к повторению сценария прошлого года, потому что это было для нас действительно уроком. Инженерные меры предприняли, в некоторых поселках насыпные валы из глины сделали, чтобы оградить дом от снеготаяния, закуплено пожарное оборудование, рукава, помпы, проведен ряд мероприятий, связанных с обеспечением доступа к гидротехническим сооружениям прудов, – пояснил глава Новоусманского района Дмитрий Маслов.
При этом страховки здесь практически никто не покупает – одни надеются на удачу, другие – боятся потерять деньги. Некоторые из тех, кто застраховался в прошлом году, заплатили за полис 8 тыс., получили – и того меньше:
– Заплатили страховку, всё и 7 тыс. только выплатили. А другие купили страховку и два месяца ждали, когда они приедут. И вот стены ободранные, всё мокрое и жили так, и дети маленькие, вот так и страховать.
В Калачеевском районе застраховался каждый 5. Для сравнения – в прошлом году таких было чуть более 10%. Из числа тех, кто страховку купил. В прошлом году было слишком страшно – из дома пришлось эвакуироваться на лодке. Полис обошёлся женщине в 3 тыс. рублей. Но теперь она опасается, что в случае наступления страхового случая ничего не получит – судя по мелкому шрифту в договоре, страховка не распространяется на здания старше 80-го года постройки.
– В прошлом году из 1246 домов зоны риска в Калаче застраховали 107, а в этом – 261. Елена Аносова с ужасом вспоминает паводок прошлого года – из-за подтопления обвалилась штукатурка. Этой зимой сначала страховать свой дом собиралась, а потом передумала – надеется, что два года подряд сильного паводка не бывает, – рассказала жительница улицы Приреченской Татьяна Давыскибо.
В одной из крупнейших страховых компаний уверяют – застраховать можно любой дом, и старый, и деревянный и недостроенный, но стоимость полиса будет зависеть от рисков. И чем ближе к половодью, тем шансов купить полис по выгодной цене меньше.
– Стоимость страхового полиса зависит от размера страховой суммы и рисков. Для жителей, чьё жильё располагается на высокорисковых территориях, стоимость полиса на 15-20% дороже. В среднем, размер страхового полиса варьируется где-то 3-4 тыс. в год. Как показывает практика, при наступлении паводка в первую очередь страдает внутренняя отделка. Она автоматически в полисе застрахована. Единственное, размер выплаты зависит от суммы ответственности, на сколько клиент застраховал, – отметила начальник отдела массовых видов страхования Анна Хорохордина.
Страховщики говорят – для жителей зон подтопления полисы продают последние дни. Как только реки выйдут из берегов, продажи приостановят – стоит либо поторопиться, либо надеяться на милость природы.