В Воронеж привезли портреты жителей старинного купеческого города
Это коллекция из собрания Моршанского историко-художественно музея.
История малых городов интересна, но мало изучена. Познакомиться с небольшим старинным купеческим городом Моршанском Тамбовской губернии, вернее, с его жителями, можно в музее имени Крамского. Там открылась выставка портретов из собрания Моршанского историко-художественно музея.
На парадных и немного наивных портретах в основной своей массе – солидные главы семей и их супруги. 40 портретов обывателей Моршанска конца 18 – начала 20 веков из крестьянской и купеческо-мещанской среды. Редкий и малоизученный пласт русского национального искусства – народный бытовой портрет стал настоящим открытием для современной культуры.
Выполненные художниками-иконописцами и ремесленниками, рисующими вывески, изображения жителей небольшого провинциального города долгое время оставались в тени академического искусства. Но Моршанску повезло. Эти портреты глубоко изучил первый директор местного историко-художественного музея, увлечённый человек и учёный.
– Основу коллекции музея положила коллекция первого директора Петра Иванова. Им было передано более 2,5 тыс. экспонатов. Он собирал предметы, археологию. Благодаря ему мы можем дать некоторую атрибутацию этим портретам. Он объяснял, что это писали художники-самоучки, – говорит заведующая отделом Воронежского художественного музея имени Крамского Виктория Афанасьева.
Народный бытовой портрет – это не только художественное произведение, но и интересный исторический документ. Здесь очень легко погружаешься в атмосферу старого русского города периода его расцвета.
Моршанские купцы были людьми весьма зажиточными, занимались серьёзной хлеботорговлей, на пристанях города формировался крупнейший в стране транзитный торговый хлебный караван. На средства купцов здесь выстроили храм – точную копию Исаакиевского собора в реальную величину. Отцам города необходимо было оставить свое изображение для потомков.
– Чуть- чуть отдает русским лубком, чуть- чуть старообрядческой культурой, немного иконой, немного парсуной. Очень своеобразный вид портрета. Причём, яркой особенность этого портрета является анонимность, то есть много неизвестных художников. Главной сутью, посылом художника было не самоутвердиться, а нужно было показать личность, – рассказывает заведующая отделом Воронежского художественного музея имени Крамского Лариса Китаева.
Коллекция из Моршанска уникальна. Картины написаны маслом по холсту и жести, а ещё тушью на картоне. Некоторые написаны так, что не отпускает первое впечатление – это фотография. Среди художников-самоучек, видимо, было много по-настоящему талантливых, но так и оставшихся безымянными.