Камеры наблюдения и мобильник. Как в Воронеже ищут пропавших без вести людей
Специалисты советуют устанавливать на телефоны детей и стариков специальные приложения.
Фото: Вести Воронеж
В первые недели января в Воронеже пропали несколько человек. Среди них – сотрудник «Центра эффективности правительства Воронежской области», он исчез в конце новогодних каникул. Пока волонтёры прочёсывали парки и расклеивали ориентировки, а полицейские проводили своё расследование, воронежцы в соцсетях возмущаются: город напичкан камерами видеонаблюдения, а человека найти не могут. Как такое возможно? «Вести Воронеж» решили попытаться найти ответ на этот вопрос и узнали, помогают ли городские камеры в поиске пропавших.
Сотрудница бухгалтерии небольшого предприятия Лариса внезапно пропала. Такую детективную историю мы придумали, чтобы провести эксперимент. Итак, наша героиня – женщина эффектная и приметная, точно попала в обзор городской камеры у памятника Есенину, потом направилась к улице Орджоникидзе, повернула к Каменному мосту, пошла по Карла Маркса и села в подозрительную машину без особых примет. Попробуем проследить её маршрут.
– Есть видеоаналитика по цвету одежды, есть видеоаналитика по оставлению без присмотра вещей, – пояснил директор МКУ «Безопасный город» Владимир Колчин.
Камера системы «Безопасный город» нашла нашу героиню по розовой шубе. Система вычисляет всех, одетых в похожие цвета, кто попадал в объектив за определённое время. Задача родных узнать среди них своего. Информацию здесь получают полицейские или волонтёры-поисковики по запросу. Дальше – анализируют, куда человек мог направиться. Городские камеры найти сотрудницу бухгалтерии нам не помогут – ближайшие теперь у ВГУ и на Советской площади.
– У нас в каждом районе расположена наша камера, только их 500. И около 4 тыс. у нас интегрированы с объектов различных форм собственности. Это спортивные сооружения, торговые центры, социальные объекты, – рассказывает Владимир Колчин.
Правда, видео с частных камер в Безопасном городе могут просмотреть только в режиме реального времени, например, если полиция ищет, куда подозреваемый побежал прямо сейчас. Архив придётся запрашивать у собственников, если он, конечно, сохранился. Руководитель поискового отряда Борис Неупокоев рассказывает, в случае пропажи человека навстречу волонтёрам идут не все частники. Одни охотно пускают их на пульт охраны, другие требуют подождать приезда начальства или вовсе готовы делиться данными только с полицией. Одно такое промедление стоило разыскиваемому жизни.
– Судебно-медицинская экспертиза показала, что на начало поисков, когда мы уже активно его искали, он ещё был жив. То есть, если бы у нас была своевременно возможность посмотреть записи с камер, я думаю, что шансы были бы большие его найти живым, – рассказывает координатор поискового отряда Борис Неупокоев.
Городские камеры, действительно, везде. Ими оснащены основные перекрестки, парки, вокзалы и даже неприметные дворы, если в них особая криминогенная обстановка. Их просмотр сужает поиск, говорят волонтёры, но не облегчает его полностью. Родным пропавших всё равно необходимо привлекать полицию и МЧС. Они теперь, кстати, работают более согласованно.
После трагедии в Борисоглебске, когда школьница, позвонившая в «112», погибла, не дождавшись помощи, потому что её не смогли найти врачи скорой, оперативные службы, уверяют, сделали выводы.
– Был пересмотрен полностью алгоритм взаимодействия. Коллеги из наших других служб говорили: «Вот, если бы мы знали». Мы провели совместное совещание и приняли решение, что в этой ситуации, когда пропал человек, в МВД в первую очередь уходит информация, и обязательно она доводится до МЧС, – рассказал руководитель службы «112» Александр Корнеенко.
Информация о том, что человек потерялся или пропал, за 30 секунд попадает в экстренные службы. Заключили и договоренность с компаниями сотовой связи. Если человек звонит в «112» и сообщает, что заблудился, его телефон можно отследить. Местонахождение будет определяться с погрешностью в несколько улиц, но это лучше, чем ничего. Оператор службы поможет сориентироваться.
Перемещения позвонившего, если он, например, заблудился в лесу, оборудование сможет отслеживать в течение суток – эта информация пригодится полиции или спасателям. Впрочем, есть нюанс, иногда из-за удалённости вышки оператора сотовой связи, отследить телефон бывает невозможно. Поэтому детям, грибникам и пожилым родственникам – и поисковики, и сотрудники службы «112» рекомендуют устанавливать GPS-трекеры или специальные приложения.