< >

«Нас заказали». У арбитражных юристов в Воронеже устроили обыски из-за кражи велосипедов

За 9 месяцев семьи управляющих трижды пережили визиты силовиков, которые ничего не нашли.

Оксана Грибкова Вести Воронеж 15290
«Нас заказали». У арбитражных юристов в Воронеже устроили обыски из-за кражи велосипедов

Фото: Вести Воронеж

Увидев постановление на обыск в своей квартире, арбитражный управляющий Сергей Клименко потерял дар речи. В то утро к нему пришли силовики, которые представились сотрудниками управления по борьбе с организованной преступностью.

– Такую ахинею не сразу можно понять и переварить. Думал, может, снова под предлогом дела о мошенничестве или будут искать наркотики. Но тут я прочитал, что в селе Губарево Семилукского района из сарая я вместе с Денисовым украл два велосипеда. Сели на них, наверное, и уехали? А теперь велосипеды пришли искать ко мне домой, – говорит Сергей Клименко.

По всем трём делам, которые стали поводами для обысков, юристы Сергей Клименко и Андрей Денисов по сути никто – их допросили как свидетелей. Оба уверяют, что чисты перед законом. Арбитражные управляющие борются за то, чтобы череда этих неприятных событий прекратилась. Но опасаются, что в следующий раз «могут что-нибудь и подкинуть». Поэтому и решились на огласку. А ещё предложили объединиться предпринимателям, которые оказались в похожем положении.

Как и почему прессуют воронежских бизнесменов? Приносят ли полицейские извинения за обыски, которые ни к чему не привели, а только напугали чужие семьи? Как быть людям, когда сотрудники МВД необоснованно приписывают им тяжкие и особо тяжкие преступления, переворачивают их дома и держат в отделах якобы для допросов? В проблеме разбирались «Вести Воронеж».

Обыск первый. Из юристов в террористы

Первые обыски в домах юристов Сергея Клименко и Андрея Денисова прошли в марте 2019 года. Сотрудники Центра «Э», которые занимаются борьбой с экстремизмом, искали у специалистов по арбитражному процессу боеприпасы и взрывчатку. Поводом стало дело о взрыве тротиловой шашки. Он прогремел в селе Айдарово в комнате общежития аэропорта 2 января 2019 года.

– Действовали жёстко – СОБР в масках с собакой, лица в пол. Нас пытались привязать к терроризму, экстремизму, хранению взрывчатых веществ, якобы у нас с нашими юристами и водителем организованная преступная группа. А я вообще выкапываю оружие и продаю боевикам, – говорит Сергей Клименко.

Юрист разруливает в Арбитражном суде финансовые бизнес-конфликты, банкротит крупные организации, и представить себе респектабельного человека, который судится за миллионы, в роли «шахида» весьма сложно.

Рассказ продолжает его напарник Андрей Денисов – о том, как их привезли в отдел и без оснований продержали почти шесть часов.

Потом формально допросили как свидетелей. Там они впервые услышали о событиях и человеке, у которого сдетонировала шашка. Вопросы у полицейских на этом закончились, теперь их стали задавать Клименко и Денисов.  Юристы написали жалобы в разные инстанции на поведение полицейских. Когда Клименко и Денисов стали разбираться, почему их пытались записать в экстремисты, выяснилось, что объяснить им этого никогда никто не сможет. В суде сотрудники МВД сослались на некий источник, сообщивший информацию. Рассекретить его нельзя из-за закона об оперативно-разыскной деятельности. Раскрыть тайного информатора, как выяснилось, запрещается даже суду, который по этой причине и признал обыски законными.

– Нас надо было напрячь, и нас заказали. Просто не ожидали, что мы будем бороться, – объясняют бизнесмены.

В тот момент Сергей Клименко и Андрей Денисов вели тяжбу с должником, начали его банкротить и не без их участия тот стал фигурантом уголовного дела. Ещё до конфликта коммерсант хвастался связями в воронежском МВД, о чём управляющие и вспомнили. Вместо того чтобы испугаться, попробовать откупиться – как другие бизнесмены в подобных случаях – Клименко и Денисов пошли в суд и стали писать во все инстанции.

Обыск второй. Вместо возврата долгов

К арбитражным управляющим снова пришли с обысками 28 октября 2019 года. На этот раз оперативники управления экономической безопасности и противодействия коррупции искали у них дома и на работе документы, изъяли в офисах компьютеры, забрали папки с арбитражными производствами. Поводом для появления дела о мошенничестве стало заявление оппонента юристов. Согласно картотеке Арбитражного суда, их компании пытаются взыскать у завода долг. Юридические фирмы Клименко и Денисова занимались возвратом дебиторской задолженности предприятия бизнесмена. Им удалось вернуть довольно крупную сумму. По договору за помощь коммерсант обязался выплатить им проценты, но заплатил меньшую часть оговоренных отчислений, рассказывают управляющие.

Директор завода считает, что всё оплатил сполна, что один из договоров был мнимым, и потому неисполненных обязательств нет. Претензии Клименко и Денисова в суде он посчитал попыткой мошенничества.

–  Это нам должны деньги, и мы поэтому подали в суд. Пусть докажет, что долга нет. При чём тут мошенничество? – говорит Сергей Клименко.

Обыск, по удивительному совпадению, прошёл за день до судебного заседания – у юристов изъяли необходимые для участия в процессе документы и бумаги по другим находившимся в работе делам. 

Подобные споры обычно следователи называют гражданско-правовыми отношениями. Они почти на потоке отказывают в возбуждении дел о мошенничестве – пусть граждане, тем более бизнесмены, сами разбираются в суде. В этом же случае появилось уголовное дело. Правда, подозреваемых так и не нашли. Через несколько месяцев его расследование приостановили.

Обыск третий. Велосипеды из сельского сарая

Украденные из сарая семилукского села велосипеды искали дома у юристов Клименко и Денисова 12 декабря 2019 года. На тот день было намечено заседание по арбитражному спору с директором завода.

После ухода сотрудников управления по борьбе с организованной преступностью юристы поехали в Семилуки. Там в отделе полиции их визиту сильно удивились. Быстро выяснилось, что следователь, который якобы ходатайствовал в суде об обысках у Клименко и Денисова, уехал на учёбу. Юристы написали жалобы во все инстанции. Вскоре у управляющих состоялся разговор с начальником следствия, который извинился, пообещал наказать следователя и попросил забрать заявление из прокуратуры и суда. Но они не отступились, потому что «всё это вышло за рамки разумного».

Клименко и Денисов рассказывают, как неприятности с силовиками ударили по их личной жизни. Так после двух обысков, которые сильно испугали детей, Денисову пришлось развестись и съехать из дома.

–  Обыск – это несмертельно, можно пережить. И давление, и методы воздействия как на преступников. Но на семью такие визиты силовиков оказывают колоссальное воздействие. У меня разрушилась семья из-за этого. Ушла девушка – сказала: «я больше так не могу», – делится Сергей Клименко. – И я понимаю, что всё это может плохо кончиться. Когда идёт обыск, я не могу проконтролировать восемь силовиков. Довольно легко подкинуть пакетик с чем-нибудь. И я поеду в суд не для того, чтобы обжаловать обыск, а потому что меня хотят отправить в СИЗО.

В январе 2020 года Семилукский районный суд отменил постановление об обыске по делу о краже велосипедов в доме у Андрея Денисова, не видя оснований для удовлетворения ходатайства следователя. А значит – визит полицейских в чужой дом признали незаконным.

Как объяснить то, что граждане, никогда не имевшие проблем с законом, всего в течение девяти месяцев попали в поле зрение трёх подразделений МВД, которые специализируется на совершенно разных категориях преступлений? Предполагается ли приносить извинения в подобных случаях в связи с необоснованными обысками и неоправданным вмешательством в личную жизнь людей и их семей? Как быть гражданам в ситуациях, когда сотрудники МВД им необоснованно приписывают тяжкие и особо тяжкие преступления и проводят в отношении них незаконные следственные действия? С этими вопросами корреспондент «Вести Воронеж» обратилась в главк воронежского МВД.

В ответе было указано, что обыски у бизнесменов «проведены на основании постановлений судов в рамках расследования уголовных дел, и, согласно заключениям прокуратуры, они признаны законными и обоснованными». Никаких противоправных действий против Клименко и Денисова сотрудники полиции не совершали, показала проверка.

Между тем, Андрей Денисов получил иные объяснения от начальника оперативно-разыскной части собственной безопасности МВД по региону Вадима Поршнева.

Тот указывает, что начальство со стороны сотрудников не увидело «противоправных действий». Но при этом есть «нарушения служебной дисциплины и законности в действиях сотрудников органов внутренних дел». Поэтому некоторых из них привлекут к дисциплинарной ответственности. Примерно то же самое написал заявителям начальник управления по работе с личным составом Владимир Котов.

По другим правилам игры

С приходом на должность главы воронежского МВД генерала Михаила Бородина, который объявил войну коррупции внутри ведомства, взаимоотношения полицейских с бизнесменами всё чаще изучают следователи. Так бывшего замглавы управления экономической безопасности и противодействия коррупции регионального МВД Виталия Чермашенцева обвиняют в получении взяток на сумму 9,2 млн рублей. По версии следствия, борец с коррупцией ежемесячно брал по 200 тыс. рублей на протяжении четырёх лет у успешного фермера Геннадия Ширяева.

Служившего под началом у Чермашенцева руководителя отдела Евгения Младова заподозрили в коррупции на 10 млн рублей. Именно столько полицейский, как полагают силовики, запросил у коммерсанта за прекращение уголовного дела. Оперуполномоченного Сергея Хатунцева и заместителя начальника отдела Николая Бухтоярова того же БЭП судили за попытку обмана дорожников на 700 тыс. рублей. За эту сумму полицейские обещали прекратить проверку ООО «Россошанское ДРСУ №1». Замглавы следствия воронежского МВД Александр Чалый, согласно обвинению, обещал за 4 млн рублей разрешить фермеру убрать подсолнечник на арестованной земле и предотвратить его уголовное преследование.

Подобных историй о разводе на деньги бизнесменов, которые в последние полтора года стали достоянием общественности, больше десятка. Схема одна и та же – запугать проверками или делами, пообещать решить проблему и «крышу» на будущее. Сколько воронежских коммерсантов соглашаются на подобные правила игры и откупаются, остаётся только догадываться.

Арбитражные юристы Клименко и Денисов уверены, что полицейские помогают их оппонентам, так как они с самого начала показали силу, а не слабость, попытались дать отпор. Так они запустили цепочку дальнейших событий.

– Им уже не деньги от нас нужны. Тот, кто может дать распоряжения трём разным подразделениям МВД, закусил удила и что-то хочет против нас собрать. А не получается – мы чисты перед законом, ведём честный бизнес, – говорит Сергей Клименко. – Мы хотим опубличить ситуацию, чтобы как-то обезопасить себя от беспредела. А ещё предлагаем честным бизнесменам, которые оказались в похожей ситуации, объединяться и бороться вместе.

Фото и видео - Дарья Крымова 

Ещё по теме

Читайте также