< >

Уловки и законные пути. Как владельцы киосков пытаются выжить в Воронеже

Где малый бизнес может найти себе законное место в столице Черноземья?

Юлия Амелина Вести Воронеж 5149

Рынка у автовокзала на Димитрова больше нет – такое решение приняли власти по итогам онлайн-опроса, жители района проголосовали против его возвращения на благоустроенную улицу. На каких ярмарках предприниматели могут найти торговые места, во сколько они обойдутся и нужны ли воронежцам в их дворах вырастающие как грибы киоски – об этом в новом выпуске программы «Факты».

Рынок на Димитрова проработал почти 20 лет. Причём в последние годы власти безуспешно пытались его снести. Этой весной владельцы киосков убрали торговые ряды самостоятельно – взамен на это мэрия пообещала новые, облагороженные. Однако перспектива возвращения рынка не понравилось местным жителям – они даже пожаловались в прокуратуру. В итоге чиновники решили спросить общественного мнения на портале «Активный электронный гражданин».

В опросе поучаствовали более 1,6 тыс. воронежцев. По итогам голосования из них почти 1,5 тыс. проголосовали «за» то, чтобы на месте ярмарки обустроили зону отдыха с фонарями и скамейками. Те, кто хотел вернуть ярмарку, остались в меньшинстве – «за» торговую площадку было всего 113 голосов.

– Через дорогу если перейти, там есть огромный действующий рынок, на котором сегодня есть свободные торговые места. Ничего не мешает предпринимателям, которые осуществляли торговлю ранее там, незаконную торговлю, перейти через дорогу и начать деятельность в рамках закона. Настоятельно рекомендую этим предпринимателям посмотреть новые строящиеся микрорайоны, где, действительно, у жителей есть необходимость в приобретении товаров  в шаговой доступности. Там такая потребность есть объективно, и там граждане сами за это проголосуют, – говорит заместитель председателя правительства Воронежской области Артём Верховцев.

В мэрии рассказывают, сейчас в разных районах города работает 56 ярмарок. Размер торговых мест – от 20 до 40 кв. м. Четыре тысячи из них уже заняты, и ещё тысяча – свободны.

– У нас нет сейчас недостатка торговых мест на ярмарках не занятых. Поэтому мы приглашаем на ярмарочные площадки всех желающих. Но если вдруг у граждан возникнет такая потребность, или предприниматели выйдут с инициативой внесения в план новой площадки, то эта площадка будет рассмотрена в установленном порядке, – прокомментировала и. о. руководителя Управления развития предпринимательства Воронежа Юлия Галкина.

Правда, выполнить все этапы «установленного порядка» – непросто. Предпринимателям надо будет написать целую пачку заявлений, каждое из которых будет рассматривать специальная комиссия. И длится вся процедура тоже не один месяц – новый торговый объект должны одобрить все возможные ведомства.

– Ярмарка не должна накладываться на участок в частной собственности. Во-вторых, существуют ограничения по размещению торговых мест на сетях и в охранных зонах сетей.  Это касается торговых мест закрытого типа, то есть ларьки и павильоны. Есть ограничения по противопожарным нормам – это расстояние регламентируется и между самими группами торговых объектов, а также до ближайших капитальных зданий. Обязательно наличие парковки, есть и санитарно-эпидемиологические требования, – отмечает Юлия Галкина.

Однако очевидно, что предприниматели, ранее торговавшие на Димитрова, не ринутся сейчас занимать свободные места на действующих ярмарках. По очень простой причине – стоимость аренды на таких «официальных» торговых площадках в разы больше.

Мы обзвонили несколько ярмарок в разных районах города. Среди них – продуктовые, строительные и универсальные. Стоимость аренды одного торгового места в зависимости от видов товаров, месторасположения и с учётом оргсбора, взносами за рекламу и охрану колеблется от  семи до 20 тыс. рублей в месяц. Для некоторых предпринимателей это – ощутимая часть их доходов. Для сравнения, цена за аренду в отдельно – стоящих киосках почти в два раза меньше – от полутора до 10 тыс. в месяц.

Но и владельцы киосков умудряются сэкономить на аренде земли. Так, в Воронеже по-прежнему популярна самовольная установка НТО – нестационарных торговых объектов. Более предприимчивые хозяева ларьков прикрываются якобы законным документом – заключают договор на аренду с компанией, управляющей тем или иным многоквартирным домом.

– Арендная плата там ниже, нежели торговый объект будет устанавливаться в соответствии со схемой и согласовываться с администрацией города на муниципальной земле. Для управляющей компании это – получение денежных средств, это же арендная плата, а жильцы, как правило, не в курсе. Но отмечу, что у нас многие граждане и не знают, что какие-то объекты установлены в границах земельного участка, в которых расположен многоквартирный дом, – говорит государственный инспектор Воронежа по использованию и охране земель Мария Сыроваткина.

Действительно, по данным Росреестра, в 2019 году в ведомство обратились жители всего трёх домов. Причём все нарушители из Коминтерновского района, и находятся «под крылом» одной управляющей компании. Коммунальщики, кстати, предписания Росреестра оспаривают, мол, всё делаем ради жильцов, и имуществом распоряжаемся по их воле. А чиновники просят самих горожан быть активнее – каждый снос или установка киоска отражаются в специальной схеме, все обновления, говорят, выкладывают на сайт городской администрации.

По данным мэрии, сейчас в Воронеже почти полтысячи киосков, установленных на территории многоквартирных домов. Их вроде бы пытаются проверить на соответствие всем пожарным и санитарно-эпидемиологическим требованиям, но, видимо, пока не очень активно. По крайней мере, в суде сейчас на рассмотрении только 15 дел о нарушениях. Общественники уверены, бизнес играет с законом потому, что не находит поддержки у властей.

– Киоски и сами разваливаются. Нельзя сказать, что малый бизнес сейчас в расцвете находится. И в 90-е годы люди ставили киоски, потому что хотели выжить. Так же, как и пытаются выжить сейчас. Отсюда идут все уловки, попытки заключить договоры. Не ведётся самое главное – разговор, то есть диалога между властью и бизнесом – его нет, – подчёркивает председатель правления общественной организации «Защита прав предпринимателей» Леонид Бурханов.

Волна сносов НТО накрыла Воронеж ещё в 2016 году. Для сравнения, четыре года назад в городе числилось более 2,3 тыс. киосков. В прошлом году их было уже на 10% меньше – около 2 тыс. При этом каждое место в схеме разыгрывают на аукционе, и там выигрывает тот, кто предложит наибольшую сумму. Разумеется, не каждому предпринимателю такие торги под силу.

Сейчас в большинстве своём владельцы совсем мелких киосков – пенсионеры или люди предпенсионного возраста, говорят защитники прав предпринимателей. Спиртное и сигареты с прилавков убрали, после чего чистая прибыль некоторых сократилась до 5 – 10 тыс. в месяц. В стране есть закон, защищающий малых предпринимателей от частых проверок. Однако на владельцев микробизнеса он по факту не распространяется – любое НТО могут снести, например, за временное отсутствие урны.

– НТО зависят от городской власти, а малый бизнес, который находится в стационарных объектах – он частично зависит, но очень незначительно. Предъявить претензии магазину даже маленькому – это сложно, и отбивается он от этих наездов легко, как правило. А малый бизнес, который можно выкинуть из схемы и демонтировать – это достаточно просто, – говорит Леонид Бурханов.

При этом чиновники уверены, только таким методом можно очистить ярмарки и киоски от недобросовестных торговцев, и уберечь воронежцев от отравлений или от покупки некачественных товаров. К тому же, облагородить внешний облик улиц, особенно центральных.

Кстати, в мэрии сообщили, в ближайшее время массовых сносов киосков  в городе не будет, по крайней мере, пока.

Ещё по теме

Читайте также