Нежность за деньги. Где в Воронеже после запрета контактных зоопарков можно погладить животных
В стране вступили в силу новые правила об ответственном обращении с животными.
Фото: Вести Воронеж
Тискать экзотических животных больше негде. Контактные зоопарки, в которых посетители могли беспрепятственно брать на руки обезьян, енотов и даже крупных хищников теперь под запретом – в силу вступил закон об ответственном обращении с животными. Он, в частности, обязывает владельцев собак убирать экскременты за своими питомцами, а ещё – накладывает серьёзные ограничения на работу зоопарков. В Воронеже, по данным «2ГИС», за последние три года количество контактных зоопарков резко уменьшилось – было 15, стало четыре. Впрочем, фактически таких заведений в воронежских торговых центрах и не осталось – большинство закрылись год – два назад. Кто сейчас работает на этом рынке, и как они намерены соблюдать новый закон – в материале «Вести Воронеж».
Эти три енота когда-то обитали в квартире Дмитрия Сидюка. Но потом он решил монетизировать увлечение, и теперь еноты живут не в квартире, а в частном питомнике, а погладить их можно за деньги.
Дмитрий рассказывает, этому бизнесу в ноль удавалось выходить только сразу после открытия – два года назад, когда контактные зоопарки были популярны в городе. Выживали, несмотря на конкуренцию. Сейчас от пушистых питомцев одни убытки. Впрочем, владелец и не рассчитывает на большую прибыль – к животным в день пускают только три небольшие группы людей, чтобы еноты не перевозбуждались.
– Я не могу зарабатывать на них так, чтобы окупались расходы, чтобы хватало на покрытие аренды, кормления и содержания енотов. Это скорее мой непосредственный недочёт. И основная деятельность. Я к ним привязан, они для меня как дети, – рассказывает Дмитрий Сидюк.
Такой же политики придерживаются владельцы котокафе, ограничения по возрасту посетителей, запрет на принудительную ласку и полная свобода передвижений и поведения для питомцев. Для котов есть отдельное помещение, где они могут уединиться, посетителям не разрешают их будить и отвлекать от трапезы.
– У нас котик может поцарапать. Я не стригу им когти, чтобы дети, да и взрослые зачастую, понимали, что это живое существо, которое в секунду даст сдачи. Они у нас залюбленные и зацелованные, они себе могут позволить многое. Если им что-то не нравится, «прилетит» в секунду, – отмечает владелица котокафе Яна Мезгина.
По сути, площадка, где можно покормить козочек и взять на руки кролика в городе осталась одна – клуб пушистых друзей воронежского зоопарка. Комнаты в торговых центрах закрылись, как правило, по требованию владельцев помещений. Здесь, рассказывают сотрудники, всё по закону – у питомцев достаточно места, за их здоровьем следят зоологи, да и в доступе здесь только домашние и сельскохозяйственные животные, привыкшие к присутствию человека.
– Наблюдение ведёт зоолог. Если он видит, что животному уже достаточно общаться с посетителями, назначается технический час, когда закрывается полностью наш зал, либо животное меняется на другое. Есть специализированная площадка, где зверёк может отдохнуть от общения с посетителями, – рассказывает заместитель директора Воронежского зоопарка Инна Субботина.
Зоозащитники рассказывают, в Воронеже не только вымерли контактные зоопарки, сюда даже заезжие арендаторы стараются не заглядывать. Город считается недружелюбным к таким развлечениям.
В 2018 волонтёры пикетировали здание правительства области, требуя запретить контактные зоопарки. Начались они после инцидента с выставкой кошек, на которой горожане обнаружили больных, раненых и истощенных животных.
Кошки явно были в стрессе от потока посетителей: забивались под лавки и в домики, не реагировали ни на шум, ни на прикосновения, а некоторые из них проявляли агрессию. На коже нескольких экземпляров были следы порезов. Они появились, вероятно, в процессе превращения обычных дворовых животных в породистых «сфинксов». Отрастающий на бесшерстной породе мех и ссадины выдавали последствия бритья. Выставку под давление общественности закрыли досрочно.
Жалобы на истощенных животных, не реагирующих на внешние раздражители, от воронежцев волонтёрам, а также в полицию и Роспотребнадзор, поступали регулярно. Так общественность возмутило состояние северного оленя, который был привязан во дворе одного из торговых центров – его использовали для катания и фотографирования детей. Животное явно в тяжёлом состоянии лежало в промзоне среди мусора и окурков. Спустя несколько дней олень умер. Как потом уверяли владельцы животного, к которым с проверкой пришли сотрудники полиции, оленя угостили чем-то неподходящим прохожие.
Закон о защите животных запрещает и содержать диких животных вне официальных зоопарков. Особенно хищников. Исчезнуть, по задумке законодателей, должны и частные зоопарки, как тот, что находился на приусадебном участке жителя семилук Михаила Харина. Его медведь не раз пытался сбежать из клетки, предположительно, из-за голода.
Однажды хищнику это удалось. Он выбрался и напал на соседа-пенсионера. Мужчина скончался, животное застрелили приехавшие на место полицейские, а его владелец на полтора года отправился в колонию.