«Города не было». Каким Воронеж сохранился на архивных кадрах времён войны
Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».
Фото: Вести Воронеж
Воронеж в военное и послевоенное время сохранился и на архивных кадрах. Со свидетелями тех событий пообщалась корреспондент «Вести Воронеж» Регина Хартюнова. Если же Вы вдруг узнали на этих кадрах кого-то из своих близких, мы с радостью предоставим вам видео бесплатно. Достаточно обратиться в редакцию программы.
Огонь и дым тут не стихают ни на минуту. Именно так все 212 дней выглядел оккупированный Воронеж. Летом 1942 года немецкие войска начали захват города. Впрочем, советские солдаты им активно противостояли. Артиллерия и танки, кажется, стреляли без остановки. Бомбардировки стали непрерывными. Так враг захватил практически всю правобережную часть города.
Первая бомбардировка, которая унесла жизни воронежцев, была здесь, тогда ещё в Саду Пионеров. 13 июня 1942 года тут устроили праздник для школьников. Атаки фашистов никто не ожидал. Самолёт сбросил бомбу прямо на ребят. Сейчас об этом напоминает знак, установленный на улице Театральной в наше время.
Детские крики и плач, трупы и фрагменты тел, вспоминает Митрофан Москалёв – он видел всё это своими глазами. Уже после 13-летнего подростка мобилизовали. Своими руками он тушил бомбы фашистов в песке и бочках с водой. А позже всё-таки эвакуировали. В Воронеж возвращался пешком – все лапти стёр, вспоминает Митрофан Федорович.
– Выходит из колонны один солдат, становится на колено, достаёт ботинки – большие американские с подковами красные, по двое портянок мне на ноги намотал, в эти ботинки засунул ноги, похлопал по плечу. Говорит, живи сынок. Я его всю жизнь помню. К вечеру мы пришли в Воронеж – Воронежа не было. Хоть и говорят 96% было разрушено, мы ни одного не видели. Всё руины, руины, руины, – вспоминает защитник Воронежа Митрофан Москалёв.
Мрачные и заснеженные руины. Тысячи воронежцев тогда также возвращались в город. Кто-то везёт вещи на лошадиной упряжке и ведёт коров – прямо мимо «Гармошки» в центре Воронежа. Окон у дома почти не осталось. А площадь Ленина – без вождя мирового пролетариата – от зданий на ней остались лишь каркасы. А вот проспект Революции, который считали одной из красивейших улиц ещё до войны – тоже выжжен почти до тла. Мало что осталось от управления связи и ЮВЖД и ВГУ. Впрочем, даже после отступления противника, находиться в городе было довольно опасно. Практически весь Воронеж тогда был заминирован.
– Сразу же начали разминировать, причём с участием воронежцев. Воронежские добровольцы, бойцы, пиротехники МБО, армейские сапёры. Более 300 тыс. мин было. И уже более 200 тыс. сняли к лету 43-го года. Поэтому я и называю разминирование вторым освобождением Воронежа, – говорит историк, автор монографий по истории Великой отечественной войны Виктор Шамрай.
В первое время воронежцы жили в развалинах – буквально на пустырях готовили еду, там же следили за хозяйством. Впрочем, почти сразу они взялись за строительство нового города. Всеми вместе возводя дома, предприятия и даже мосты. Например, временный Чернавский. Так, буквально за пару десятков лет Воронеж стал таким, каким мы привыкли видеть его сейчас.
Когда был освобождён Воронеж, министр пропаганды гитлеровской Германии Гебельс заявил, что большевикам понадобится не менее 50 лет, чтобы восстановить Воронеж. Менее чем за 15 лет из руин поднялся обновлённый к жизни наш город. Вместе со всей советской страной он растёт и преображается. Ещё краше, чем был до войны, стал Воронеж.