< >

Всесоюзное признание. Как воронежское телевидение транслировало «Голубой огонёк»

Зрители СССР смотрели главное новогоднее шоу в прямом эфире из Воронежа.

Глеб Стародубцев Вести Воронеж 2777

Фото: Вести Воронеж

Традиционное новогоднее шоу на телеканале «Россия» ждёт зрителей в праздничную ночь. «Голубой огонёк» зажжётся по расписанию. Давно ни для кого не секрет, что в ночь с 31 на 1 он идёт в записи, его снимают заранее на Мосфильме. Интересно, что первые «огоньки» шли в прямом эфире и не только в новогоднюю ночь – каждую неделю. А дважды вся страна по Центральному телевидению смотрела «Голубой огонёк» из Воронежа. О том, как это было – в сюжете из рубрики «Архив». 

Зрители всего Советского Союза смотрят «Голубой огонёк» по Центральному телевидению в прямом эфире из Воронежа. Сейчас эти слова вряд ли кого-то удивили. А в декабре 1967-ого года это было событие: единственный телеканал страны, главное развлекательное, да ещё и новогоднее шоу, онлайн трансляция. Воронеж должен был продемонстрировать достижения и произвести впечатление. В студию даже привели живого коня – Орловского рысака. Ещё рассказывали, например, о строительстве атомной станции и  сверхзвуковом Ту-144, который производили в Воронеже. Но главное достояние, конечно – люди. В студию пригласили известных горожан, например, среди гостей – журналист Василий Песков и разведчица Валентина Довгер. Интервью перемежали выступления творческих коллективов. 

Ансамбль «Нежность» начинался как самодеятельность работниц ЦУМа, а стал профессиональным коллективом и получил всесоюзную славу. Номера «огонька» шли в прямом эфире, их тщательно  репетировали заранее, продумывая мизансцены. За действием следили несколько камер. Каждая вместе со штативом весила около 250 килограммов. Для того, чтобы сделать отъезд или наезд, груду железа нужно было сдвинуть и перенести кабель толщиной в несколько сантиметров абсолютно неслышно. За это отвечал специальный человек. 

– Я совмещал несколько дел. Был осветителем и в то же время, когда кран работал в студии на больших программах, я водил этот кран. Правила движения очень простые – никого не задавить и не уронить оператора. Потому что кран по высоте поднимался, у оператора специальная педаль была, он её нажимал. А у меня была блокировка.  Руль, педали – стоишь, как в автомобиле. Оператор не видит, когда поднимается. А вдруг светильник. Блокируешь – он останавливается, – вспоминает Борис Обедников, главный оператор воронежской телестудии в 1970 – 80-х годах.

Всё это происходило в этой самой студии, откуда выходит программа «Вести Воронеж». Сейчас это современное мультимедийное пространство, которое заполняют стеклянные панели, светодиодные экраны, а часто – дополненная реальность.

Тогда, 60 лет назад, здесь были лишь незамысловатые картонные декорации и тканевый занавес, как в театре. Специально для «огонька» создали интерьер уютного кафе, измеряя каждый сантиметр студии. Так, чтобы между столиками проехали не только камеры, но и огромные «журавли» (так называли стойки для микрофонов). «Голубой огонёк» прошёл с таким успехом, что после него Воронежская телестудия стала регулярно выходить в прямой эфир не только на Центральное телевидение, но даже Интервидение – для стран советского содружества. Это говорит о всесоюзном признании высокого профессионализма коллектива: журналистов, дикторов, режиссеров, редакторов и операторов – всех тех, кто стал наставниками для современных «Вестей». 

Читайте также