«Мёртвые души» и протесты. Какими скандалами запомнится мусорная реформа в Воронежской области
Почему региональные операторы не справляются с ситуацией.
«Мёртвые души» в платёжках, отказ селян платить за вывоз отходов и протесты против использования полигона. Мусорная реформа в Воронежской области проходит под лозунгом – «Скандалы, интриги, расследования». Почему не справляются региональные операторы, когда и как воронежцы могут снизить стоимость услуги, и введут ли в области раздельный сбор мусора – об этом в новом выпуске программы «Факты».
Итак, планов у чиновников было громадьё. В прошлом году начал работать первый мусорный кластер – в него вошли столица Черноземья, Нововоронеж и ещё семь ближайших районов. Дальше территориальную схему по обращению с отходами меняли несколько раз, в последнем варианте запланировали построить до 2028 года 19 полигонов в разных районах области, мощностью до 80 тыс. т в год.
Однако на деле оказалось всё непросто. Первый, воронежский кластер, обслуживает компания «Экотехнологии». Работать она начала в 2019 году и тут же столкнулась с проблемой – люди просто отказывались платить за вывоз мусора, причём не только обычные жители, но и юридические лица. Управляющие компании умалчивали про собственников нежилых помещений.
А, например, садоводческие товарищества и кооперативы прямо говорили – мы отвезём наш мусор на чужую контейнерную площадку, её владельцы за нас и заплатят. Либо просто создавали стихийные свалки. С такими приходилось разбираться уже в суде.
– С физлицами у нас практика уже есть по всем муниципальным районам, и здесь у нас уже порядка 150 положительных решений. Люди уже видят, что надо всё равно платить, никуда они не денутся, потому что законодательством чётко прописано – необходимо оплачивать эту услугу, – говорит гендиректор компании «Экотехнологии» Михаил Батищев.
Сейчас, спустя год, в сёлах «прогресс» налицо. Ну, то есть селяне уже хотя бы не кидаются с руганью на мусоровозы. Главы пытаются наскрести средства на обустройство площадок, где-то их даже забетонировали, например, в селе Девицкое даже несколько мест накопления. А в Калаче, например, это просто деревянные таблички. Где-то вместо контейнеров установили большие сетки – чем не тара? Вот только без контейнеров все эти «движения» бесполезны, мусоровоз просто не сможет собрать отходы с земли и увезти. Сейчас по области только четверть сел нашли возможность обустроить контейнерные площадки. Из-за этого, кстати, даже чиновникам досталось – они получили представления от прокуроров, которые насчитали аж 350 нарушений.
Ранее регион поделили на 8 кластеров. После долгих споров и разбирательств определили всего три региональных оператора – кроме «Экотехнологии», за обращение с отходами с начала 2020 года отвечают также компания «Вега» и муниципальное предприятие «Облкоммунсервис». Вместе они обслуживают 20 районов области. По конкурсу стоимость контрактов суммарно составила 38 млрд рублей.
У «новичков» проблем, разумеется, тоже хватает, но поскольку к работе они приступили на год позже, и весть о мусорной реформе успела облететь остальные города и сёла, несогласных платить было уже меньше.
– Первый месяц у нас более 50% оплаты. Для первого месяца, когда есть какие-то вопросы по квитанциям – это довольно высокий процент. Когда у населения не было мусорной машины, а 2 января приехала техника – конечно, возник вопрос – а что это такое? Но люди потихоньку привыкли, объём мусора на вторую – третью неделю растёт, и растёт, – говорит директор компании «Вега» Оксана Сомова.
Объединяет всех троих региональных операторов проблема «мёртвых душ». То есть компании присылали квитанции об оплате на тех, кого уже не было в живых, или тех, кто не прописан в квартире или доме. Эти данные о плательщиках компании собирали как могли – запрашивали платные выписки из Росреестра, изучали домовые книги, опрашивали сельские администрации. Потому что миграционная служба не имеет права давать им информацию о регистрации жильца, или её отмене.
– Проблема начисления несуществующим плательщикам – она связана с тем, что сами либо наследники, либо собственники этого жилья своевременно не вносят соответствующие изменения, не подают сведения о том, что кто-то из их родственников, знакомых, бывших собственников – либо умер, либо съехал и т.д. Эта проблема – она очень легко решается, – отмечает руководитель регионального управления по государственному регулированию тарифов Евгений Бажанов.
Пока решили, базы обновят за пару месяцев, а тем, кто уже оплатил за несуществующих проживающих, сделают перерасчёт. Ещё один «больной» вопрос – вывоз мусора. В крупных райцентрах его решили – два из трёх операторов заключили договора с подрядчиками, которые до этого уже работали в определённых районах. А что делать с теми сёлами, куда до этого мусоровозы и не ездили? Эту проблему решили ещё не все. Например, в Облкоммунсервисе только сейчас рассчитывают необходимое количество техники, а её ещё надо закупить, а на что – пока непонятно. Предприятие муниципальное, своих средств у них нет, поддержит бюджет или нет – неизвестно, а окупаемость проекта пока на нуле.
Плюс в районах, например, фактический объём мусора частенько превышает «запланированный», особенно в дачный сезон. А это значит – в будущем, вполне возможно, опять придётся пересматривать нормы накопления, как следствие – цена в очередной раз может измениться.
– Когда дачники начнут приезжать, внуки приедут к бабушкам на лето, естественно, увеличится объём мусора. И это будет превышать тот объём, который на сегодня предусмотрен территориальной схемой. Мы это понимаем, сейчас дополнительно закупаем единицы техники, они уже в конце марта будут в области, в каждый район будет дополнительная техника, – говорит директор компании «Вега» Оксана Сомова.
Если говорить о стоимости услуг – сейчас она примерно одинакова у всех трёх региональных операторов. Максимальные цифры 100 – 108 рублей с человека в месяц. Это в отдалённых районах, в эту сумму закладывают расходы на долгий путь доставки. В городах и сёлах поближе цифра может быть ниже рублей на 20 – 30.
Но это, говорят, пока. Когда появится раздельный сбор мусора, и воронежцы будут его сортировать, то часть нагрузки регионального оператора по сути они возьмут на себя. Как следствие – плата за обращение с отходами снизится, причём власти обещают, в городе – уже к концу года.
– Жители имеют право платить фактически за вывоз. То есть они отсортировывают картон, пластик, металл – это всё вывозится отдельными автомобилями, это всё вывозят организации, перерабатывающие вторичное сырьё. Органику будет вывозить так же оператор, но выставляться будет счёт уже за меньшее количество вывезенного мусора, – отмечает руководитель департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области Максим Зацепин.
Итак, в этом году чиновники должны установить две тысячи контейнеров для раздельного сбора мусора. Их будут забирать пока что в 18 пунктов переработки сырья. Планируют, 70% таких отходов получат вторую жизнь на производстве. Плюс – обещают даже чудо цивилизации – волшебные «мусорные» автоматы для приёма вторсырья.
– Мы рассматриваем установку пандоматов. Но сегодня просто кидать туда бутылку не получится, по одной не получится. Надо будет скопом сдавать. Деньги пока не получится получать, но будут какие-то купоны на покупку, допустим, экологически-чистых посудомоечных средств. Ближе к середине года у нас будет более чёткое понимание, – сказал Максим Зацепин.
Но речь идёт, разумеется, только об областном центре. В сёлах пока что предел мечтаний – хотя бы одна заасфальтированная и освещённая площадка с одним контейнером. Сейчас Минприроды даже рассматривает возможность финансировать регионы на эти цели в рамках программы «Экология». Это бы ускорило процесс, уверены, региональные операторы. Они, кстати, обратились в Госдуму через Российского экологического оператора, и попросили, чтобы банки во время оплаты квитанции с плательщиков не взимали комиссию. Так что есть шанс, что воронежцам удастся сэкономить ещё рублей этак 25.