Психологические ловушки. Как воронежцам защитить свои банковские карты от мошенников
Центробанк рассказал об основных мерах предосторожности.
Мошенники продолжают придумывать новые схемы охоты за деньгами воронежцев. Так в середине февраля читательнице «Вести Воронеж» по имени Ольга поступил звонок с неизвестного номера с сообщением, что с её карты кто-то хочет списать определённую сумму, и обезопасить себя можно – лишь выполнив некоторые манипуляции с телефоном. В ином случае – она останется без денег.
– С вашего счёта заблокирована транзакция на 12,5 тыс. рублей. Если эту операцию сделали не вы, то в фоновом режиме нажмите любую клавишу. Если деньги переводите вы – тогда просто сбросьте звонок, и в течение пяти минут средства будут списаны с вашей карты, – рассказывает Ольга о содержании аудиозаписи, которую услышала, ответив на звонок с неизвестного московского номера.
Женщина говорит, с первых слов поняла, что попала в западню мошенников. Она часто слышала в новостях об активной работе аферистов с мобильной связью, интернетом и банковскими счетами и об их основных схемах действий. Кроме того, ранее банки никогда ей так не звонили.
Но как выпутаться из сложившейся ситуации – горожанка не представляла. С одной стороны – ей предлагают что-то нажать, что явно передаст злоумышленникам какие-то данные, с другой стороны – ей говорят, что если она бросит трубку, то точно лишится денег.
Во время звонка Ольга находилась рядом с отделением банка. Дослушав сообщение до конца, она решила рискнуть – прервала разговор с мошенниками и за пару минут сняла деньги с карты, чтобы точно обезопасить себя от кражи.
Горожанка смогла благополучно выпутаться из этой истории: с картой и деньгами всё было в порядке. Но всё ли правильно сделала женщина, как нужно себя вести в таких ситуациях, и какие меры предосторожности нужно запомнить, чтобы не стать жертвой аферистов? На эти вопросы «Вести Воронеж» ответили в региональном отделении Центробанка.
Эксперты говорят, что с помощью такого звонка злоумышленники, скорее всего, хотели раздобыть данные платёжной карты нашей читательницы. Мошенники в своей работе активно используют социальную инженерию – психологические техники, ловушки, для получения конфиденциальной информации, и Ольга правильно поступила, что сбросила звонок.
Если вам поступил звонок о блокировке платёжной карты, то нужно бросать трубку и звонить по горячей линии в свой банк – и только по номерам, которые указаны на обратной стороне карты или в договоре на её выпуск. Также проверить подлинность полученной информации можно с помощью банкомата. Например, запросить баланс или снять немного денег. Если карта действительно заблокирована, то вы не сможете совершить по ней никаких действий.
Как обезопасить себя от мошенников? Советы от Центробанка:
- Самое простое и важное правило – никогда и никому, даже родственникам, не сообщайте ПИН-код. Важно помнить, операция, совершенная с вводом ПИН-кода признаётся выполненной держателем карты. Не сообщайте ПИН-код по телефону даже в случае, если неизвестные представляются сотрудниками банка и сообщение ПИН-кода требуется для разблокировки карты. И вводить ПИН-код надо так, чтобы он не был виден посторонним.
- Подключите мобильный банк, чтобы отследить операции. Так вы сможете оперативно отреагировать на действия мошенников – а время в этом случае очень важно.
- Не храните крупные суммы денег на карте, которую вы носите с собой и используете для повседневных трат.
- Если вы собираетесь использовать карту только в России – обязательно скажите об этом сотрудникам банка.
- Если вы расплачиваетесь картой в кафе или магазине, старайтесь не упускать из вида свою карту. Если вы платите через терминал, но оплата не проходит, то не следует сразу же повторно вводить ПИН-код. Обязательно попросите чек с уведомлением о сбое или отказе от операции (POS-терминал всегда печатает такой).
- Если снимаете деньги с банкомата – проверьте, нет ли на нём посторонних устройств. Клавиатура не должна отличаться по фактуре и шататься. Старайтесь пользоваться банкоматами внутри отделений банков. Их чаще проверяют и очень хорошо охраняют. Лучше всего, если на банкомате есть «крылья» для клавиатуры – на них невозможно поставить накладную клавиатуру, а также сложнее подсмотреть ваш ПИН-код.
- Ситуация, если с незнакомого номера вам пишет или звонит якобы родственник и говорит, что попал в беду и ему срочно нужны деньги, но времени объяснять ситуацию у него нет. В таких сообщениях часто манипулируют срочностью ситуации, и присылают их в крайне неудобное время, например, ночью. В таком случае не спешите переводить деньги. Старайтесь сначала выяснить детали – обычно долгие разговоры не входят в планы злоумышленников. Если выяснить ничего толком не удалось, перезвоните родственнику, от имени которого обращаются, чтобы убедиться, точно ли он вам звонит/пишет.
- Рассказывайте пожилым родственникам об уловках мошенников. Среди жертв злоумышленником чаще всего оказываются именно они.
Если с вашей карты всё-таки списали деньги, то нужно сразу позвонить в банк, рассказать о мошеннической операции и заблокировать карту. После этого обратитесь в банк и попросите выписку по счёту и напишите заявление о несогласии с операцией. Сохраните экземпляр заявления с отметкой банка о приёме и идите в полицию с заявлением о хищении.
По вашему заявлению банк проведёт служебное расследование и решит вопрос о возмещении ущерба. Если вы соблюдали меры осторожности и обратились в банк не позже, чем через сутки после списания денег, то можете рассчитывать на возмещение. Но если вы сами сообщили аферистам ПИН-код или код из СМС, к сожалению, банк не вернёт вам денег, подчеркнули в воронежском отделении Банка России.