< >

Психологические ловушки. Как воронежцам защитить свои банковские карты от мошенников

Центробанк рассказал об основных мерах предосторожности.

Вести Воронеж 3779
Психологические ловушки. Как воронежцам защитить свои банковские карты от мошенников

Мошенники продолжают придумывать новые схемы охоты за деньгами воронежцев. Так в середине февраля читательнице «Вести Воронеж» по имени Ольга поступил звонок с неизвестного номера с сообщением, что с её карты кто-то хочет списать определённую сумму, и обезопасить себя можно – лишь выполнив некоторые манипуляции с телефоном. В ином случае – она останется без денег.

– С вашего счёта заблокирована транзакция на 12,5 тыс. рублей. Если эту операцию сделали не вы, то в фоновом режиме нажмите любую клавишу. Если деньги переводите вы – тогда просто сбросьте звонок, и в течение пяти минут средства будут списаны с вашей карты, – рассказывает Ольга о содержании аудиозаписи, которую услышала, ответив на звонок с неизвестного московского номера.

Женщина говорит, с первых слов поняла, что попала в западню мошенников. Она часто слышала в новостях об активной работе аферистов с мобильной связью, интернетом и банковскими счетами и об их основных схемах действий. Кроме того, ранее банки никогда ей так не звонили.

Но как выпутаться из сложившейся ситуации – горожанка не представляла. С одной стороны – ей предлагают что-то нажать, что явно передаст злоумышленникам какие-то данные, с другой стороны – ей говорят, что если она бросит трубку, то точно лишится денег.

Во время звонка Ольга находилась рядом с отделением банка. Дослушав сообщение до конца, она решила рискнуть – прервала разговор с мошенниками и за пару минут сняла деньги с карты, чтобы точно обезопасить себя от кражи.

Горожанка смогла благополучно выпутаться из этой истории: с картой и деньгами всё было в порядке. Но всё ли правильно сделала женщина, как нужно себя вести в таких ситуациях, и какие меры предосторожности нужно запомнить, чтобы не стать жертвой аферистов? На эти вопросы «Вести Воронеж» ответили в региональном отделении Центробанка.

Эксперты говорят, что с помощью такого звонка злоумышленники, скорее всего, хотели раздобыть данные платёжной карты нашей читательницы. Мошенники в своей работе активно используют  социальную  инженерию – психологические техники, ловушки, для получения конфиденциальной информации, и Ольга правильно поступила, что сбросила звонок.

Если вам поступил звонок о блокировке платёжной карты, то нужно бросать трубку и звонить по горячей линии в свой банк – и только по номерам, которые указаны на обратной стороне карты или в договоре на её выпуск. Также проверить подлинность полученной информации можно с помощью банкомата. Например, запросить баланс или снять немного денег. Если карта действительно заблокирована, то вы не сможете совершить по ней никаких действий.

Как обезопасить себя от мошенников? Советы от Центробанка:

  • Самое простое и важное правило – никогда и никому, даже родственникам, не сообщайте ПИН-код. Важно помнить, операция, совершенная с вводом ПИН-кода признаётся выполненной держателем карты. Не сообщайте ПИН-код по телефону даже в случае, если неизвестные представляются сотрудниками банка и сообщение ПИН-кода требуется для разблокировки карты. И вводить ПИН-код надо так, чтобы он не был виден посторонним.
  • Подключите мобильный банк, чтобы отследить операции. Так вы сможете оперативно отреагировать на действия мошенников – а время в этом случае очень важно.
  • Не храните крупные суммы денег на карте, которую вы носите с собой и используете для повседневных трат.
  • Если вы собираетесь использовать карту только в России – обязательно скажите об этом сотрудникам банка.
  • Если вы расплачиваетесь картой в кафе или магазине, старайтесь не упускать из вида свою карту. Если вы платите через терминал, но оплата не проходит, то не следует сразу же повторно вводить ПИН-код. Обязательно попросите чек с уведомлением о сбое или отказе от операции (POS-терминал всегда печатает такой).
  • Если снимаете деньги с банкомата – проверьте, нет ли на нём посторонних устройств. Клавиатура не должна отличаться по фактуре и шататься. Старайтесь пользоваться банкоматами внутри отделений банков. Их чаще проверяют и очень хорошо охраняют. Лучше всего, если на банкомате есть «крылья» для клавиатуры – на них невозможно поставить накладную клавиатуру, а также сложнее подсмотреть ваш ПИН-код.
  • Ситуация, если с незнакомого номера вам пишет или звонит якобы родственник и говорит, что попал в беду и ему срочно нужны деньги, но времени объяснять ситуацию у него нет. В таких сообщениях часто манипулируют срочностью ситуации, и присылают их в крайне неудобное время, например, ночью. В таком случае не спешите переводить деньги. Старайтесь сначала выяснить детали – обычно долгие разговоры не входят в планы злоумышленников. Если выяснить ничего толком не удалось, перезвоните родственнику, от имени которого обращаются, чтобы убедиться, точно ли он вам звонит/пишет.
  • Рассказывайте пожилым родственникам об уловках мошенников. Среди жертв злоумышленником чаще всего оказываются именно они.

Если с вашей карты всё-таки списали деньги, то нужно сразу позвонить в банк, рассказать о мошеннической операции и заблокировать карту. После этого обратитесь в банк и попросите выписку по счёту и напишите заявление о несогласии с операцией. Сохраните экземпляр заявления с отметкой банка о приёме и идите в полицию с заявлением о хищении.

По вашему заявлению банк проведёт служебное расследование и решит вопрос о возмещении ущерба. Если вы соблюдали меры осторожности и обратились в банк не позже, чем через сутки после списания денег, то можете рассчитывать на возмещение. Но если вы сами сообщили аферистам ПИН-код или код из СМС, к сожалению, банк не вернёт вам денег, подчеркнули в воронежском отделении Банка России.

Ещё по теме

Читайте также