Балконы-гробы и сбитая лепнина. Исторические здания Воронежа спасут от беспощадного капремонта
«Добро» на изменение облика домов будет давать экспертный совет.
Капитальный ремонт исторических зданий Воронежа теперь будут согласовывать с архитекторами и краеведами. Создан экспертный совет, который следит за тем, как обновляют фасады. Во время ремонта элементы декора часто сбивают за ненадобностью, покрывают слоем штукатурки, а некогда резные балконы обшивают листами металлопрофиля. Так Воронеж теряет архитектурный облик купеческого городка, считают краеведы. Но красота эта часто не нужна ни собственникам квартир, ни фонду капремонта.
Дом 16 на Никитинской стал яблоком раздора между жителями и краеведами. Собственники квартир говорят: им зимой холодно – и настаивают на утеплении фасада. Ценили истории протестуют: стены здания выложены из красного клеймённого кирпича, это ценность, которая делает дом уникальным. Закрывать знаки ушедшей эпохи нельзя. Точку в споре ставит фонд капитального ремонта, говорит: решение принимают жители.
– По жилищному кодексу они – главный вершитель. Они на общем собрании, что, какие виды работ нужно сделать на доме. В тех случаях, когда жители приняли решение и настаивают, что фасад нужно утеплять, мы вынуждены выполнять их волю, – сообщил начальник отдела общественных связей Фонда капитального ремонта Воронежской области Василий Смольянов.
С домом на Плехановской, который прославился «гробиками» на фасаде, было иначе. Жители рассказывают: такой проект им предложили в фонде капремонта, сказали, что эскиз согласован с управлением главного архитектора. Никому не показалось, что балконы, обшитые коричневым металлопрофилем, вызовут кладбищенские ассоциации и испортят сталинский ампир. Сами жители считают свой дом обычным и не видят в его архитектуре художественной ценности. Однако после возмущений других горожан, балконам вернули первозданный вид.
– С лёгкой руки не знаю кого, получилось, что это гробики – не гробики. Но там самое главное – были все однотипные, все коричневые. Гармония была какая-то, фасад имел законченный вид, – отметил председатель правления собственников жилья «Парус» Владимир Хорошилов.
Собственники квартир настаивают: балконы из профлиста – это не только гармония, но и безопасность: штукатурка не будет обваливаться. И просят фонд капремонта вернуть металлическую обшивку. С ними спорят краеведы. Говорят, центр Воронежа – образец сталинского ампира. Многие здания, официально не признанные объектами культурного наследия, имеют историческую ценность. И это надо учитывать, делая проекты.
– Каждый дом, надо понимать, авторский проект. Архитекторы продумывали всё, от формы рам, столярки, до рисунка балясин на балконах, – пояснила краевед Ольга Рудева.
Дом, возле которого корреспонденты «Вести Воронеж» встретились с Ольгой, тоже имеет архитектурную ценность. Со стен содрали весь декор и закрывают их утеплителем, но сверху – повторят все архитектурные элементы. Пока претензий у краеведа нет. Говорит, так нужно работать с каждым зданием.
– Нужно начинать работать с жильцами, выяснять, где утепление действительно нужно, где оно только помещает, усугубит проблемы, и объяснять важность внешнего вида дома. Ведь красивый исторический вид – он повышает и ценность, стоимость квартиры, – отметила краевед Ольга Рудева.
Этим будет заниматься экспертный совет, созданный специально в помощь фонду капремонта. Предполагается, что под присмотром архитекторов, краеведов, историков коммунальщики и жители не испортят эстетику сталинского ампира. Впрочем, кто виноват в том, что город теряет исторический облик, вопрос спорный.
Так выглядел старинный дом на улице Карла Маркса. Кружевной навес над подъездом, решили чиновники, в аварийном состоянии и срочно требует реставрации. Чугунный козырек со здания сняли ещё в 2017 году. С тех пор уникальный декор никто не видел.
Чиновники до сих пор в поисках карниза и ответа на вопросы, как спасти ампир, и что теперь делать с теми зданиями, которые уже потеряли художественную ценность. Часто мы её не замечаем, но достаточно просто представить, как выглядел бы центр Воронежа без архитектурной старины.