< >

Несбывшиеся мечты. Осуществления каких проектов воронежцы так и не увидели в 2017 году

«Вести-Воронеж» подводят итоги уходящего года.

Вести Воронеж 2468
Несбывшиеся мечты. Осуществления каких проектов воронежцы так и не увидели в 2017 году

Журналисты «Вести-Воронеж» продолжают подводить итоги уходящего года. В 2017 году воронежцы должны были стать свидетелями осуществления нескольких широко освещавшихся и значимых для города проектов. И если в одних случаях все пошло по плану, то некоторые из проектов пока так и не удалось реализовать.

Открытие «Литературного сквера»

В сентябре 2017 года в Воронеже должен был открыться «Литературный сквер». Мероприятие планировалось приурочить к Дню города.

Губернатор Алексей Гордеев предложил создать Детский литературный парк в середине апреля 2015 года. В мае мэрия представила три концепции парка: «Универсальное общественное пространство», «Сказка русской деревни» и «Городской форум». Горожане могли скачать анкету на сайте мэрии, заполнить ее и таким образом проголосовать за понравившийся им вариант. Наиболее количество голосов набрала «Сказка русской деревни».

Согласно проекту, представленному в марте 2016 года, площадь сквера должны были разделить на две зоны: литературно-познавательную и зону отдыха. В сквере планировалось разместить игровые площадки, библиотеки, пункт буккроссинга, лекторий, литературные тропы, детское кафе и водоем. Проектировщики предусмотрели так же каскадный ручей с переходным мостиком, впадающий в небольшое озеро. Парк решили наполнить тематическими малыми архитектурными формами и скульптурами. Зимой в парке планировалось ставить ёлку и ледяные скульптуры, оборудовать горку и заливать каток.

Однако в январе проект решили пересмотреть и добавить в том числе светодинамический фонтан. Стоимость работ выросла с 99 до 140 млн рублей. Однако к ним так и не приступили.

«Зелёный пояс»

Создать «зелёный пояс» вокруг Воронежа планировалось до конца 2017 года. Однако вместо этого Воронежская область стала первым в стране регионом, где проект заблокировали по итогам публичных слушаний.

О том, что вокруг Воронежа появится «зелёный пояс», рассказала еще летом 2016 года руководитель управления экологии мэрии Наталья Ветер. Согласно закону о создании лесопарковых «зелёных поясов», в него должны были войти земли, на которых располагаются леса и территории зелёного фонда, прилегающие к лесам. На таких участках действует ограниченный режим природопользования, а площадь «зелёных щитов» может изменяться только в большую сторону.

По словам проректора по науке и инновациям, профессор Воронежского государственного лесотехнического университета Светланы Морковиной, создание «зелёного пояса» позволило бы запретить сплошную рубку в пригородных лесах, усилить их рекреационную функцию, улучшить качество воздуха, замедлить процессы обезвоживание и опустынивания территорий, а также зимой защитить Воронеж от холодных ветров, а летом – от суховеев.

В мае 2017 года воронежская областная дума приняла в первом чтении закон «О лесопарковых зеленых поясах городских населенных пунктов». Во втором чтении документ должны были утвердить после публичных слушаний.

На обсуждение горожан представили проект создания зелёной зоны площадью 1445,4 га, состоящей из участков, расположенных в Воронеже и за его пределами. В «зелёный пояс» предложили включить городские парки – природный парк областного значения «Северный лес», ботанический сад ВГУ, парк Железнодорожников, лесопарк Оптимистов, сквер Патриотов, «Воронежский зоопарк», территорию парка «Олимпик» и другие территории.

Камнем преткновения стала пригородная Медовка. Ее жители с большим перевесом проголосовали на слушаниях против формирования лесопаркового пояса, поскольку часть земель поселка планировалось включить в состав новой зелёной зоны и тем самым запретить вырубку леса и строительство на его месте коттеджного поселка. Так жители маленькой Медовки лишили миллионный город права на создание «зелёного пояса».

Региональные власти предприняли еще одну попытку вынести на обсуждение горожан проект создания «зелёного щита», исключив из него 78,9 га земли в Медовке и увеличив его общую площадь втрое, до 4,7 га, за счет других земель. Однако документ отозвали из Общественной палаты из-за технических недоработок.


Платные парковки

О намерении создать в Воронеже платное парковочное пространство городские власти объявили еще в конце 2015 года. Первоначально предполагалось, что в центре Воронежа появится 8 тыс. парковочных мест. Работы должен был оплатить городской бюджет. Однако поскольку дальше намерений и концепций дело так и не пошло, губернатор Алексей Гордеев поручил кураторство над проектом и поиск инвестора бывшему руководителю департамента транспорта и автодорог Александру Дементьеву.

В феврале 2017 года мэрия опубликовала условия концессионного соглашения. В рамках договора концессии инвестор должен был создать 6 тыс. парковочных мест в центральной части города, на территории от Университетской площади до площади «Застава» и от Цирка до Чернавского моста. Запустить в эксплуатацию первые 3 тыс. парковочных мест концессионер должен был уже в октябре-ноябре 2017 года. Еще 3 тыс. – к 1 апреля 2018 года.

Согласно планам мэрии, платные парковки должны были разгрузить центральные улицы города. На этой территории 70% припаркованных автомобилей – это машины, которые стоят на месте с девяти утра до пяти вечера, пояснял бывший руководитель управления транспорта мэрии Владимир Анисимов. Их нужно было убрать с улиц и заодно ликвидировать так называемый блуждающий трафик, когда люди, приехавшие в центр города ненадолго по делам, тратят много времени на поиск места для парковки.

Однако оценить эффективность платных парковок горожанам пока не удалось. На то, чтобы обсудить условия и объемы отчислений концессионером средств в бюджет города в случае, если проект покажет сверхдоходность, ушло несколько недель, и это сдвинуло все заранее запланированные сроки. Запуск первой очереди платных парковок перенесли на апрель 2018 года.


«Умные» светофоры

О том, что японские специалисты попробуют помочь воронежским властям разрешить градостроительные, транспортные и инфраструктурные проблемы, стало известно в ноябре 2016 года, когда руководители министерства экономического развития России и министерства экономики, промышленности и торговли Японии подписали соглашение о запуске совместных пилотных проектов.

Регулирование дорожного движения на загруженном Московском проспекте решили перепоручить «умным» японским светофорам. Ожидалось, что японская компания Kyosan Electric установит их на десяти перекрёстках на участке от памятника Славы до улицы Кольцовская уже к концу лета. Японская сторона должна была инвестировать в монтаж светофорных объектов 30 млн рублей, еще 4 млн - городской бюджет в установку опор.

Городские власти рассчитывали, что сообща «умные светофоры» позволят на 20% – сократить для воронежцев время в пути и очереди на перекрестках и на 5-10% – снизить количество выхлопных газов. Эффект от внедрения инновационной системы управления движением горожане должны были оценить уже в этом году.

Но установку и запуск японских светофоров переносили дважды – с 31 августа на 20 декабря, а потом на конце декабря. Впрочем, городские власти не исключили, что сроки могут сдвинуться еще раз – из-за неблагоприятных погодных условий.


Передача в концессию «Воронежтеплосети»

Так же в 2017 году городские власти планировали избавиться от самого проблемного муниципального предприятия – «Воронежтеплосети» - передав его инвестору по договору концессии еще до начала отопительного сезона 2017-2018 годов. Высокая закредитованность предприятия не раз становилась причиной претензий депутатского корпуса городской думы к мэрии и поводом для критики городских властей губернатором Алексеем Гордеевым.

Чтобы сделать предприятие более привлекательным для потенциального инвестора, в июле 2016 года мэрия погасила миллиардный долг предприятия перед «Россельхозбанком». Еще более снизить долговую нагрузку «Воронежтеплосети» планировалось за счет средств, вырученных от продажи активов «Воронежгорэлектросети», но процесс продажи застопорился сначала разбирательствами в антимонопольной службе, а потом в судах.

В попытках наладить ситуацию на предприятии городские власти в 2017 году три раза сменили руководство «Воронежтеплосети». В сентябре ее возглавил Андрей Бутырин. В конце июня - Сергей Дмитриев. В апреле Василий Будаев сменил Виктора Сазыкина.

Но от передачи предприятия в концессию в мэрии не отказались – теперь конкурс на право заключения договора концессии перенесли до конца отопительного сезона весной 2018 года.


Елена Гончарова

Читайте также